Кроме коммуникативной функции речи, в старшем дошкольном возрасте развивается и планирующая функция, которая выражается в обучении последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. У старших дошкольников развивается самоинструктирование, помогающее ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Ребенок этого возраста уже способен завершить незаконченное предложение, найти пропущенные слова в тексте, он способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи сначала у других детей, а чуть позже – и у себя.
Дети старшего дошкольного возраста учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения [12].
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста можно считать увеличение количества используемых ими обобщающих слов и придаточных предложений. Это говорит о развитии отвлеченного мышления. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту развивается и осмысленное восприятие, которое проявляется в понимании не только содержания, но и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности. Все это способствует развитию понимания образной стороны речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте.
Устная связная речь является наиболее важной с точки зрения человеческого развития и жизнедеятельности. В формировании связной речи отчетливо можно наблюдать тесную связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать его основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А Васильева отмечают, что связная речь развивается в возрасте 5-6 лет, дети этого возраста могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая при этом не только общую, главную мысль, но и детали. В 6-7 лет развитие связной речи продолжается, усложняясь обобщениями, которые формируются в этом возрасте [14].
И.Н. Лебедева, О.В. Ефимов, Л.Г. Шадрина добавляют, что связной можно назвать такую речь, которая построена по законам логики и грамматики, а также представляет собой единое целое, обладает определенной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на логически связанные между собой части.
С.Г. Якобсон подчеркивает, что в 6-7 лет овладение ребенком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию [9].
Важнейшим итогом развития связной речи, по мнению Т.И. Бабаевой, А.Г. Гоберидзе, О.В. Солнцевой, на протяжении всего дошкольного детства, завершающим этапом которого является старший дошкольный возраст, является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.