Так же в социальном развитии ребенка важную роль играет его эмоциональная сфера, которая обеспечивает заинтересованность ребенка в том или ином виде деятельности или отношении. Для дошкольного детства характерна высокая эмоциональная насыщенность жизни. В этот период эмоциональная сфера ребенка так же претерпевает ряд изменений [4, 5, 8, 9, 10, 11, 12]:
— ранний возраст (до 3 лет) – эмоциональные переживания тесно сплетены с вегетативными и моторными реакциями (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова), характерно бурное и непроизвольное проявление эмоций, богатство эмоциональной сферы ограничиваются преимущественно базовыми эмоциями;
— дошкольный возраст (3-7 лет) – происходит изменение содержания эмоций; усложнение базовых эмоций и их социализация (способы выражения и характер переживания), что приводит к расширению спектра эмоциональных проявлений; отрыв эмоций от непосредственной деятельности и окружения; формирование устойчивых эмоциональных проявлений на конкретные типы ситуаций.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов, которое является результатом развития мотивационно — потребностной сферы дошкольника.
На ранних этапах онтогенеза в мотивационной сфере ведущую роль играют биологические потребности. Развитие новых мотивов происходит внутри ведущей деятельности. По Леонтьеву новый мотив возникает внутри ведущей деятельности по механизму сдвига мотива на цель. Сначала на основе имеющихся мотивов ставится определенная цель. Достижение этой цели включает человека в новые социальные отношения, под воздействием которых происходит формирование новых мотивационных отношений изменений [4, 5, 8, 10, 11, 12].
В возрасте до года в процессе общения у ребенка увеличивается спектр потребностей, однако возможности для их удовлетворения начинают развиваться только в раннем возрасте (от 1 до 3 лет). В процессе общения и предметно-орудийной деятельности происходит усвоение общественно выработанных способов удовлетворения потребностей, в результате этого происходит изменение самих потребностей, они становятся более социальными. Собственно в дошкольный период (от 3 до 7 лет) в процессе сюжетно-ролевой игры ребенок начинает постигать социальные нормы, ценности, смыслы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Он уже может подавить свои непосредственные побуждения, за счет более сильных и социально значимых мотивов, которые выполняют роль «ограничителей» [4, 5, 8, 10, 11, 12, 15, 16].
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает [4, 5, 8, 10, 11, 12, 15, 16].
Таки образом, деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее значимой группой или лицом, является ведущим фактором его развития. Движущей силой развития служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Этот конфликт не только неустраним, но и содержит в себе «энергию» развития личности [4, 5, 8, 10, 11, 12].
К концу дошкольного возраста у детей формируется ряд психологических новообразований, которые становятся основой выстраивания социальных контактов уже на новом уровне:
К их числу относится самосознание, которое проявляется через [4, 5, 8, 10, 11, 12]:
— самооценку, которая является отражение способности ребенка оценивать себя и окружающих, а так же сравнивать по различным критериям (эстетическим, физическим, моральным);
— осознание своих переживаний и ориентация в них;
— половую идентификацию, которая накладывает отпечаток на способы выстраивания контактов, проявления эмоций и т.п.;
— осознание временной перспективы и себя в ней.
Так же к важным, с точки зрения развития представлений о межличностных отношениях, психологическим новообразованиям относятся: внутренний план действия, который позволяет предвидеть результат деятельности, произвольная нравственная саморегуляция и соподчинение мотивов.
Освоение представлений о дружбе у детей дошкольного возраста посредством детской литературы
- Матвей Ковалёв
- Педагогика

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.