Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности звукопроизношения у дошкольников с дизартрией

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Дефект звукопроизношения при дизартрии может проявляться в различной степени, что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. При легких случаях наблюдаются отдельные искажения звуков, «смазанная речь». Для тяжелых – характерны искажения, замены, пропуски звуков, а также страдает темп, выразительность, модуляция, вследствие чего произношение отличается невнятностью.
По замечанию Л. О. Бадалян [3] дизартрия наряду с другими дефектами звукопроизносительной стороны речи характеризуется задержкой развития или недоразвитием остальных элементов речевой системы (лексико-грамматическая сторона речи, фонематический слух и др.) и, кроме того, общей моторики. К общим клиническим признакам дизартрии относятся:
1) расстройства мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, имеющие разный характер, что зависит от локализации поражения головного мозга;
2) подвижность артикуляционных мышц ограниченна вследствие параличей и парезов.
По замечанию Е. М. Мастюковой дизартрия характеризуется растройством артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания, расстройства голосообразования [16].
При дизартрии речь становится смазанной и нечеткой. Часто нарушается речевой темп и может быть, как ускоренным (тахилалия), так и замедленным (брадилалия). В некоторых случаях наблюдаются чередования ускоренного и замедленного речевого темпа. При формулировании фраза отличается нечеткостью, недоговоренностью, беспорядочностью расстановки смысловых ударений, расстановок пауз, словесными и звуковыми пропусками. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный – то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый [3].
По мнению О. В. Правдиной, с неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую [11].
Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки.
У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией амимично.
По определению М. А. Поваляевой, псевдобульбарная дизартрия – это дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей [18].
К. А. Семенова отмечает, что клинические проявления псевдобульбарной дизартрии входят в симптомокомплекс псевдобульбарного синдрома и проявляются у детей раннего возраста главным образом в расстройствах сосания, жевания, глотания, в нарушениях дыхания. Спастичность артикуляционных и фонационных мышц играет большую роль в патологии речи у этих детей.
В зависимости от клинических особенностей, в логопедической практике выделяются две формы псевдобульбарной дизартрии: спастическая и паретическая.
По определению М. А. Поваляевой, корковая дизартрия – это дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции [20].
В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов; артикуляционного аппарата, Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская выявили четыре группы детей и выделили следующие виды дизартрии:
– нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа);
– слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (II группа).
Эти две группы относятся к форме псевдобульбарной дизартрии.
– клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), авторы от носят к корковой дизартрии;
– дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии [15].

Ирина Корнилова
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜