Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности звукопроизношения у дошкольников с дизартрией

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Дефект звукопроизношения при дизартрии может проявляться в различной степени, что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. При легких случаях наблюдаются отдельные искажения звуков, «смазанная речь». Для тяжелых — характерны искажения, замены, пропуски звуков, а также страдает темп, выразительность, модуляция, вследствие чего произношение отличается невнятностью.
По замечанию Л. О. Бадалян [3] дизартрия наряду с другими дефектами звукопроизносительной стороны речи характеризуется задержкой развития или недоразвитием остальных элементов речевой системы (лексико-грамматическая сторона речи, фонематический слух и др.) и, кроме того, общей моторики. К общим клиническим признакам дизартрии относятся:
1) расстройства мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, имеющие разный характер, что зависит от локализации поражения головного мозга;
2) подвижность артикуляционных мышц ограниченна вследствие параличей и парезов.
По замечанию Е. М. Мастюковой дизартрия характеризуется растройством артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания, расстройства голосообразования [16].
При дизартрии речь становится смазанной и нечеткой. Часто нарушается речевой темп и может быть, как ускоренным (тахилалия), так и замедленным (брадилалия). В некоторых случаях наблюдаются чередования ускоренного и замедленного речевого темпа. При формулировании фраза отличается нечеткостью, недоговоренностью, беспорядочностью расстановки смысловых ударений, расстановок пауз, словесными и звуковыми пропусками. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный — то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый [3].
По мнению О. В. Правдиной, с неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую [11].
Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки.
У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией амимично.
По определению М. А. Поваляевой, псевдобульбарная дизартрия — это дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей [18].
К. А. Семенова отмечает, что клинические проявления псевдобульбарной дизартрии входят в симптомокомплекс псевдобульбарного синдрома и проявляются у детей раннего возраста главным образом в расстройствах сосания, жевания, глотания, в нарушениях дыхания. Спастичность артикуляционных и фонационных мышц играет большую роль в патологии речи у этих детей.
В зависимости от клинических особенностей, в логопедической практике выделяются две формы псевдобульбарной дизартрии: спастическая и паретическая.
По определению М. А. Поваляевой, корковая дизартрия — это дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции [20].
В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов; артикуляционного аппарата, Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская выявили четыре группы детей и выделили следующие виды дизартрии:
— нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа);
— слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (II группа).
Эти две группы относятся к форме псевдобульбарной дизартрии.
— клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), авторы от носят к корковой дизартрии;
— дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии [15].

Picture of Ирина Корнилова
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.