Т. Рибо указывал не существование двух видов воображения: пластического и эмоционального [цит. по 18]. Пластическое воображение основано на ассоциациях объективных признаков действительности (по смежности, по сходству). Эмоциональное воображение предполагает группировки образов по эмоциональному состоянию.
Л.С. Выготский полагал, что есть два подобных вида воображения, которые связаны с индивидуальными особенностями того или иного ребенка. Учёный выделил вид объективного воображения, когда ребенок выражает воспринимаемый им объективный мир как таковой и вид эмоционального воображения, когда ребенок выражает собственные переживания.
А. Бинв, изучавший творчество детей, выделил два типа воображения: наблюдающее и толкующее, которые фактически согласуются в эмоциональном воображении.
А.В. Запорожец специально рассматривал развитие эмоционального воображения, анализируя его зарождение в процессе синтетической эмоционально-познавательной деятельности [цит. по 18].
Таким образом, единой правильной классификации не существует, однако психологи и педагоги систематизировали разнообразие видов воображения следующим образом [9]:
По результатам:
репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть);
продуктивное (творческое) воображение: с относительной новизной образов и с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
активное (произвольное), которое включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное), включающее непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
По приёмам воображения:
агглютинация – соединение несоединимых в реальности объектов и свойств;
гиперболизация – увеличение предмета, его частей и интенсивности свойств;
замещение – замена объекта, процесса или частей на другие, в чем-то подобные;
концентрирование (концентрирующая интеграция) – полное или существенное включение одних частей в другие, в том числе путем совмещения, «сплавления», «растворения»;
комплексирование – в технике, объединение в одно связное целое объектов (узлов, механизмов), имеющих относительно самостоятельное назначение;
миниатюризация – уменьшение предмета, его частей и интенсивности свойств. Прием создания нового мысленного образа, обратный гиперболизации;
расчленение и элиминация – разбор, разделение целого на части и с удалением некоторых из них;
перенос (эвристическая трансдукция) — перенос частей, процессов из одной целостной системы в другую;
перестановка – перемещение частей целого на другие места, в том числе с изменением взаимодействия;
регенерация – достройка недостающих, удаленных одной или нескольких частей;
придание сходства, подобия по форме, материалу, устройству, принципу действия, например, технических устройств — живым существам;
противопоставление – прием преобразования представлений, состоящий в сознательном поиске и использовании явлений, процессов, объектов, имеющих свойства, противоположные исходному образу;
реинтеграция – достройка до целого из одной основной, важной части или процесса;
схематизация – выделение различий и выявление черт сходства;
типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях;
трансформация – преобразование внешней формы.
По степени волевых усилий:
преднамеренное;
непреднамеренное.
По предмету, материалу деятельности [24]:
эмоциональное;
образное;
словесно-логическое (концептуальное).
По виду деятельности, содержанию труда:
художественное;
техническое;
музыкальное.
Так же, авторы выделяют такие формы воображения как [39]:
Сновидения.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинации.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.
Мечты.
Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Грезы.
Грезы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.
Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
Особенности воображения детей дошкольного возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.