Самооценка младших подростков носит противоречивый характер и как, следствие, его поведение по поступкам не мотивировано. Основной чертой самосознания подростка является фактор проявления способности и состояния потребности познать самого себя с личностной точки зрения. Это приводит к тому, что у подростка формируется стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.
Достаточно явно выраженные психологические особенности подросткового возраста носят название «подросткового комплекса».
«Подростковый комплекс» по своей содержательной части представляет собой перепады настроения — от веселья к унынию и обратно, не имея при этом достаточных причин.
Подростковый возраст по своим характеристическим показателям представляет собой период повышенной эмоциональности, который проявляется:
— в легком уровне возбудимости; постоянной изменчивости настроения; комплексном сочетании полярных качеств, относительно эмоциональных перепадов настроения;
— в повышенной тревожности; в повышенном уровне агрессивности;
— в развитии депрессивности как показателя реакции на несостоятельность подростка реализовать себя.
У подростка поэтапно начинают: формироваться ценностные ориентации; развиваться устойчивые образцы поведения в форме в определенных требований.
Чувствительность подростка проявляется в оценке посторонних относительно: своей внешности; личных способностей; индивидуальных умений.
Сентиментальность часто сопровождается:
— выраженной черствостью;
— болезненной застенчивостью;
— открытой развязностью;
— показной независимостью;
— борьбой на повышение авторитета;
— борьбой с установленными правилами, принятыми идеалами.
Сегодня подросток видит перспективу собственной полезности в обогащении собственной индивидуальности. При этом противоречие между стремлением подростка проявить себя как личность и его положением школьника, который зависит от воли взрослого, вызывает кризис самооценки.
Основной причиной является отсутствие необходимых условий в рамках удовлетворения потребности подростка в общественном признании. Это часто приводит к тому, что развивается тяга к:
— интимно-личностному и стихийно-групповому общению у подростка со сверстниками;
— возникновению различных подростковых компаний, неформальных групп.
В процессе стихийно-группового общения у ребенка по психологической линии довольно часто быстро формируется: агрессивность, жестокость, повышенный уровень тревожности, отстраненность и замкнутость.
По мнению Б. С Круглова, у подростка формируется осознанное стремление использовать собственные возможности, чтобы выразить свою общественную сущность.
У подростков наблюдается стремление более детально понять самого себя, достаточно досконально разобраться в собственных чувствах, настроениях, мнениях. В подростковом возрасте формируется определенный круг интересов, который со временем расширяется.
Круг интересов у подростка является своего рода психологической базой ценностных ориентаций. При этом подросток довольно часто переключается с частного и конкретного на отвлеченное и общее.
Подростковый кризис отличается значительной продолжительностью. Это связано с достаточно высоким уровнем темповых показателей физического и умственного развития подростков.
Относительно физического развития, появление первых признаков пубертата приводит к тому, что возникают определенные ограничения в отношении кровоснабжения.
При этом подростки отличаются пониженным уровнем:
— двигательной активности;
— выносливости;
— умственной активностью.
На третьей стадии пубертатного развития подростка скорость кровотока увеличивается, и является следствием роста возможностей физического и интеллектуального уровня.
На возникновение подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы.
К внешним факторам относят: системный контроль родителей и учителей; зависимость и опека.
К внутренним факторам относят: привычка; характер.
Младший подростковый возраст характеризуется неудовлетворенностью собственным положением относительно взаимоотношений со взрослыми, которые проявляются в:
— стремлении снизить уровень ценности общения;
— стремлении заменить основную деятельность;
— отстраниться от взрослого путем выстраивания для себя особого мира с фантастическими образами;
— проявлять агрессию, чтобы избежать общения.
Для старшего подросткового периода характерно проявление негативного отношения к взрослому: на уровне оппозиции; на уровне отказа; на уровне изоляции.
Таким образом, подростковый возраст – это период онтогенеза, переходный период между детством и юностью, когда формируется:
осознание себя в социуме;
познание норм и правил в обществе;
гормональная система организма;
устанавливания отношений со своим «я»;
развитие самосознания и самооценки;
утверждение индивидуальности.
Подростковому возрасту характерны глубокие изменения условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Изменения касаются как физиологии организма, так и отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, как уровня развития познавательных процессов, интеллекта так и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.
Особенности самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на средней ступени обучения
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.