Согласно исследованиям Л.П. Григорьевой, у ребенка после 2,5 месяцев появляются задатки познавательной деятельности, выражающиеся в своеобразном сосредоточении на объекте, после 3 месяцев малыш «обследует» новую игрушку при участии нескольких анализаторов, ведущим из которых является зрение, как основная функция познания предмета [11, с.163].
После полугода малыш начинает выделять знакомые объекты восприятия: родителей, любимые игрушки, однако ему не доступно выделять объекты в непривычном для него ракурсе. Следовательно, в младенческом возрасте зрительное восприятие ситуативно и глобально.
Следует выделить эмоционально – волевые реакции, которые свидетельствуют об успешном становлении зрительного восприятия [11, с.163]:
проявление интереса, ребенок становится внимательным;
ребенок пытается контролировать свой взгляд для сосредоточения внимания на объекте;
сосредоточение внимания на объекте и выбор направления движения;
сосредоточение внимания на объекте и попытки подползти или подойти к нему;
появление эмоциональных реакций на происходящее вокруг (улыбка в ответ на улыбку, плач, если мама закрывает лицо руками, радость при появлении бутылочки с едой, огорчение, если какая-либо потребность не выполняется).
По мере взросления малыш накапливает жизненный опыт: рассматривает контрастные, хорошо различимые части предмета на близком расстоянии, способен зрительно анализировать форму, величину, расположение объектов [18, с.992].
Предметность и константность как свойства зрительного восприятия, появляются примерно к первому году. К концу раннего возраста малыш различает такие простые формы, как: овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, а также цвета: красный, желтый, синий, зелёный, оранжевый и фиолетовый [18, с.992].
Н.С. Шабалин отмечает, что в норме для зрительного восприятия окружающей действительности необходимы не только высокая острота зрения, но и полноценные пространственно – частотные каналы, обеспечивающие фильтрацию как высоких частот, дающих информацию о мелких деталях объекта, так и низких, позволяющих воспринимать целостные образы, а также средних частот, которые особенно чувствительны к контрастам и создают предпосылки для качественного анализа контуров предмета [37, с.483].
Таким образом, можно сказать, что развитие зрительного восприятия у дошкольников происходит через усвоение сенсорных эталонов (форма, цвет спектр) за счёт совершенствования перцептивных действий. Зрительное восприятие, являясь главной основой для овладения практической деятельностью, развивается в тесной связи с ней. Поскольку деятельность ставит перед ребенком задачи, решение которых способствует совершенствованию способов обследования предметов и пошагового усвоения новых эталонов.
К началу четвертого года жизни ребенок может выделять определенные свойства и отношения объектов как путем практических действий, так и на зрительной основе. Ему доступно работать по образцу, выделяя цвет, форму, телесность и некоторые пространственные отношения между ними. Как подчёркивает С.Н. Шабалин, младшие дошкольники могут точно ориентироваться в форме предмета, представленного в виде силуэта и контура [37, с.483].
При рождении малыш не наделён сознательным зрением. Яркий свет заставляет суживаться зрачок ребёнка, закрывать веки, глаза при этом блуждают независимо друг от друга. Некоторое время позже, свет заставляет его удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз.
В течение второго месяца жизни малыш осваивает ближнее пространство. Сначала близкие предметы воспринимаются в двух измерениях (ширина, высота), но посредством осязания ощутима также глубина. Таким образом у малыша закладываются первые представления об объеме предметов [24, с.264].
Зрительная оценка пространства совершенствуется и далее по мере взросления малыша. В полгода у него возникают активные поисковые действия, и образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами. Поэтому ребенок может воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и различать их.
К четырём месяцам ребёнок может правильно определять направление предметов, но расстояние ещё оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов, которое также основывается на оценке расстояния [24, с.264].
Со второго полугодия жизни малыш осваивает дальнее пространство при этом осязание заменяется ползанием и ходьбой. Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для обеспечения пространственного восприятия, которое в наибольшей мере способствует совершенному приспособлению организма к условиям внешней среды.
К тому времени, когда зрение предъявляет все более строгие требования к аппарату бинокулярного зрения, он уже бывает достаточно развит. При манипулировании с разными объектами в процессе формирования образа восприятия включается мышление в элементарных формах – в виде процессов сравнения, различения и связанного с ними обобщения. Таким путем не только вычленяются из общей массы и получают большую определенность отдельные предметы, но их образы впервые получают обобщенный характер [26, с.280].
Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий.
Таким образом, ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать. Тем не менее, зрительное восприятие проходит своё развитие в течение всего дошкольного периода, в течение которого ребенка необходимо научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и тому подобное, то есть сформировать у него перцептивные действия.
Особенности развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.