Теоретические аспекты проблемы формирования сенсорных эталонов у дошкольников в педагогике и общей психологии раскрываются в работах М. М. Ланге, В. П. Зинченко, М. Монтессори. Н.Г. Гернштейна в частности, обращается внимание на особенности: процесса трансформации сенсорной информации и дальнейшего построения перцептивного образа, адекватного объекту восприятия и задачам дошкольников (В. П. Зинченко); этапов процесса восприятия у данной категории детей (Н. МММ. Ланге).
Ряд исследователей (А. Г. Обуховская, А. А. Катаева, К. В. Щербакова) занимались изучением проблемы коррекции сенсорных эталонов в дошкольном возрасте [5], который направлен на изучение психологических и педагогических аспектов развития сенсорного восприятия у детей с умственной отсталостью.
Слуховое и зрительное восприятие детей с задержкой психического развития характеризуется недифференцированностью, недостаточностью. Это, в свою очередь, негативно влияет на различение фонем, близких по звучанию, и отсутствием фонематического слуха является одной из причин трудностей формирования образа слова, а также понимания речи у умственно отсталых детей. Недифференцированного зрительного восприятия приводит к трудностям различения предметов по цвету, форме, размеру. Детей с умственной отсталостью лучше воспринимают величину и цвет и хуже материал и форму. У них со значительной задержкой формируется способность отделять цвет как признак предмета, они с трудом узнают названия основных цветов, путают оттенки, не владеют названиями дополнительных цветов. Еще более сложным для умственно отсталых детей является выделение формы предмета. Они довольно трудно различают плоские формы; не замечают разницы между квадратом, прямоугольником; не могут соотнести форму того или иного объекта с соответствующим эталоном. Дети с умственной отсталостью в случае возникновения трудностей перцептивного характера самостоятельно не прибегают к практическим действиям. Поэтому формирование восприятия формы начинается с того, что внимание детей привлекают предметы, некоторые из которых имеют постоянную форму, а другие, например, жидкие, пластилиновые, восковые не имеют такой формы. Выполняя соответствующие практические действия, направленные на изменение формы объектов с различными свойствами, можно добиться понимания детьми различных состояний объектов. Затем формируют способность различать трехмерные и плоские объекты. С помощью, которых они также предлагают выполнять определенные практические действия и вербально описывают результаты этих действий, что позволяет детям научиться распознавать признаки и различия между плоскими и трехмерными объектами. Наиболее сложный вид перцептивной деятельности, который формируется на практике через согласованное действие всех анализаторов – это восприятие пространства. Неловкость и несогласованность движений, трудности овладения предметными действиями, общее недоразвитие речи, которые свойственны детям с умственной отсталостью, отрицательно сказываются на формировании восприятия и способности ориентироваться в пространстве.
Таким образом, следует отметить, что сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта значительно отстает от нормы и характеризуется недостаточным построением сенсорных стандартов, в частности, цвета, формы, временной и пространственной ориентации, что затрудняет развитие познавательной деятельности и влияет на готовность ребенка к обучению в школе.
Особенности развития восприятия у дошкольников с нарушениями интеллекта
- Diplom777
- Организационное развитие
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777