Авторы сборника рабочих программ УМК «Школа России» совершенно справедливо утверждают, что «в процессе освоения курса литературного чтения у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, строить монологи в соответствии с речевой задачей». В курсе литературного чтения также развивается информационная компетентность — умение работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебников, находить информацию в словарях, справочниках[23].
Но прежде всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.
В современных учебниках по литературному чтению отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно– нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках также представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом[27].
В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение – читать тексты. В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно– этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.
Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.
Конкретизируем универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения[19.c.34].
Коммуникативные УУД:
– выражение собственного мнения учащегося;
– исполнение различных диалоговых приемов;
– формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
– культура поведения в учебном диалоге.
Регулятивные УУД:
– осуществление действий по образцу и заданному правилу;
– сохранение заданной цели;
– умение видеть ошибку и и справлять ее;
– способность контролировать свою деятельность по результату;
– адекватное понимание оценки взрослого собеседника.
Познавательные УУД:
– формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;
– создание условий для проявления способностей учащихся.
Личностные УУД:
– формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
– эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
– оценка результатов своей деятельности, рефлексия.
Рассмотрим структуру урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.
Особенности развития творческих способностей младших школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.