Во время, когда появляется эгоцентрическое высказывание, дети дошкольного возраста по уровням своего развития интеллекта еще не способны к усвоению правил речевого высказывания в диалоговой форме, которые доступны взрослому человеку. Дети в 4-5 лет не имеют еще навыков использования прагматики, ими освоены лишь верхние слои социальной речи, т.е. грамматика и лексика. Л.С.Выготский в своих трудах отмечал, что «…ребенок как носитель врожденной грамматики не умеет общаться в реальных ситуациях, не смотря на свои знания синтаксиса, морфологии, лексики и поражающую воображение психолингвистов скорость их приобретения…». Дети дошкольного возраста не умеют психологически воздействовать на собеседника, используя речевое высказывание, и взрослым зачастую кажется, что они и не пытаются этот сделать [1].
Ребенок долгое время не осознает значение слов, хотя активно пользуется речью и зная многие слова, обозначающие какое-либо действие или предмет, но существующие отдельно как символическая система. Например, многие дети младшего и среднего дошкольного возраста на просьбу перечислить и назвать, сколь слов в предложении, называют только существительные, пропуская глаголы, прилагательные и другие части речи. С термином «слово» ребенок не редко идентифицирует целое предложение, что свидетельствует о том, что «слово» для него является целая мысль. Если учитывать то, что для детей дошкольного возраста в одном слове выражено целое предложение, свойственно взрослому человеку с развитой речевой деятельностью, то становиться понятной такая особенность суждений детей данного возраста.
В 4- 5 лет ребенок овладевает грамматическими правилами родного языка без каких-либо затруднений и без специального обучения. В 6 лет лексическая сторона детей состоит приблизительно из 14500 слов. В этом возрасте они владеют словоизменением, образованием времен, правилами составления речевого предложения. Речевая деятельность детей дошкольного возраста уже включает сложные высказывания.
Диалоговая речь появляется впервые в развернутой форме. Общаясь друг с другом, дети дошкольного возраста переадресовывают свои речевые высказывания. К 3 – 5 годам возрастает частота правильных ответов на задаваемые вопросы. Слова «там», «тот» и «этот» дошкольники начинают употреблять в речевом высказывании еще в 2 года. Только полное понимание значения этих слов происходит лишь через несколько лет. Дети дошкольного возраста начинают осмысливать разницу между словами «тот» и «этот», если отсутствует постоянная точка отсчета [18].
Примерно в 4-5 лет речь становится для дошкольника предметом анализа, он пытается говорить и понять ее. Ребенок старшего дошкольного возраста отличает настоящие слова, которые имеются в речи, от придуманных, искусственно созданных слов. Дети младше 7 лет, зачастую считают, что у одного слова есть только одно значение, и не замечают ни чего смешного в шуточных высказываниях, которые основаны на игре слов.
Описанные процессы и результаты речевой деятельности у детей дошкольного возраста является неизменным процессом. Конечно, они меняются в зависимости от уровня населения страны, от географической местности, от исторической эпохи, от условий жизни и от многих других факторов. Например, в современное время дети одного и того же возраста, сравнивая с детьми их возраста в прошлом, отличаются более развитыми в интеллектуальном и речевом отношении. Эти различия, мы можем наблюдать, при сравнении нынешних детей с детьми в начале ХХ века. К примеру, в 30-е годы ХХ века средний активный словарный запас у детей дошкольного возраста в СССР составлял 500-700 слов, в то время как на сегодняшний день ребенок знает более 1200 слов, т.е. словарный запас увеличился в двое. Примерно на 600 слов вырос активный словарный запас современного пятилетнего ребенка по сравнению с его сверстником в начале ХХ века [19].
В качестве общих закономерностей развития словаря детей дошкольного возраста, можно выделить следующее:
— появление слова как ситуационного компонента, положенного другим словарным свойствам, т.е. здесь нельзя говорить о развитии семиотической речи;
— отделение слова от ситуации, начало его действия по законам, которые присущи знаковым и символическим системам. Развитие и объективное возникновение семиотического словаря с сохранением ориентирования на предметное содержание слова, т.е. символическая функция;
— возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты символьной и знаковой ситуации, составляющие семиотический словарный запас [14].
Таким образом, словарь играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Именно с развитием словарного запаса у дошкольников формируются как психические и интеллектуальные процессы, так и речевое высказывание. Обогащать словарный запас необходимо с ранних лет, в дальнейшем его необходимо корректировать. Дети дошкольного возраста без особого труда овладевают правилами родного языка без каких-либо затруднений и без специального обучения.
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.