Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является первостепенным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов. Так, сформированность навыков мелкой моторики руки имеет на протяжении всего дошкольного детства большое значение для общего психического и физического развития ребенка. Развитие гибкости и точности движений пальцев рук и их тактильной чувствительности является стимулом развития у детей восприятия, мышления и речи, внимания, памяти. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, эмоциональной и волевой сфер психики детей. Степень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения дошкольником изобразительных, конструктивных, музыкально-исполнительских и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и прочее.
В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием ребенка. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают разнообразные многочисленные взаимосвязи с двигательными нарушениями, в связи с этим определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии.
Исследования Н.А. Бернштейна по физиологии движений и физиологии активности показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций [1].
Как убедительно доказал Н.А. Бернштейн, двигательный акт представляет собой сложную функциональную систему, работа которой обусловлена многими факторами, любой двигательный акт обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов, которые представлены в коре головного мозга в сложном сплетении. В центральной нервной системе существуют энграммы (запечатления) – точные формулы движений, хранящиеся в долговременной памяти и охватывающие в какой-либо из мозговых инстанций во временном протяжении весь процесс движения [1].
Вся деятельность ребенка в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.
Н.А.Бернштейн относит манипулятивные действия, требующие для своего выполнения «тонкой (мелкой) моторики» к важному для развития двигательной сферы, классу [1].
В.А. Гиляровский говорил о том, что запоздалое развитие речи представляет частичное проявление общего недоразвития моторики [3].
По мнению М.М. Кольцовой, систематические упражнения по тренировке пальцев являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Также М.М. Кольцова доказала, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга [11].
С.В. Маланов утверждает, что «тонкие моторные движения рук и кистей (тонкость и точность манипулятивных операций и действий) корреляционно связаны с развитием интеллекта детей старшего дошкольного возраста и часто используется как средства психологической диагностики и коррекции. К средствам развития мелкой моторики данный автор относит игры и упражнения для пальцев рук («пальчиковые игры»): сведение, разведение, манипулирование мелкими предметами в соответствии с определенными образцами или правилами;игры и упражнения с использованием стандартного и нестандартного оборудования для развития мелкой моторики [12].
Отметим, что ученые исследовали мелкую моторику с разных сторон: как связь с развитием речи, как связь с развитием интеллекта и т. д. Это говорит о том, что развитие данной двигательной деятельности является очень значимым для общего развития ребенка.
Развитие мелкой моторики рук относят к здоровьесберегающим технологиям. Все образовательные области дошкольного образования включают в себя данную задачу в различных формах и деятельности: упражнения и действия с предметами, пальчиковые гимнастики и т. д. Все приемы развития мелкой моторики необходимо использовать по принципам: систематичности, последовательности, индивидуализации.
Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.