Ж-Ж. Пиаже утверждал, что формирование словесно — логического мышления происходит на стадии конкретных операций. Мыслительная способность логически размышлять у детей формируется как раз в младшем школьном возрасте. Стадия конкретных операций — форма мышления, осуществляется на основе логических операций, использующих внешние наглядные данные. Эта стадия развития свойственна детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. На этой стадии формируется понятийное отражение среды, ребенок овладевает простые операции классификации, формируются понятия числа, времени, движения и тому подобное. На этой стадии операции мышления еще не вполне развиты, они не формализованы, зависящие от конкретного содержания, в различных предметных областях развиваются неравномерно, не объединенные в целостную систему.
Следовательно, детям в младшем школьном возрасте необходимы специальные занятия, которые будут способствовать развитию логического мышления. Именно у младших школьников происходи формирование простых операций классификации, формулируют понятия, учатся анализировать. Одной из основных задач начального общего образования способствовать развитию логического мышления в урочной и внеурочной деятельности. Так как, не освоив данное действие в начальных классах, влечет за собой сложности в обучении в дальнейшем.
По мнению З.И. Колмыковой, мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее. Л.Ф. Тихомирова в своем исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, отметила, что логикой мышления ребенок овладевает в процессе обучения.
Умение логически мыслить, по мнению А.В. Петровского, включает в себя множество умений: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени и т.д.
Формирование логических универсальных учебных действий рассматривается учеными с точки зрения познавательной активности и успешности обучающихся. В процессе учебной деятельности они применяют полученные знания на практике. Благодаря чему происходит развитие мыслительных процессов. В процессе обобщения, анализа, сравнения происходит формирование логических универсальных учебных действий. Таким образом, проблема формирования логических универсальных учебных действий имеет свою историю в психологии. Она связана с формированием логического мышления у учеников. Изучение литературы показало, что проблема развития логического мышления, а значит и формирование логических универсальных учебных действия стоит во главе образовательного процесса многие годы.
Особенности развития логических действий у младших школьников на уроках окружающего мира
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.