При изучении детей этой категории сравнительно более глубокому анализу в исследованиях различных авторов была подвергнута сфера познавательной деятельности. Что же касается проблемы эмоционального развития дошкольников, то специальных исследований мало. Тем не менее, многие исследователи, так или иначе, прикасались к этой сфере психического развития ребенка. Дело в том, что специфика эмоционально-волевой регуляции деятельности и поведения у детей с задержкой психического развития в значительной мере выражает собой сущностную характеристику специфики ЗПР как аномальной формы развития психики. Власова Т.А., Лебединская К.С., Лубовский В.И., Певзнер М.С., Самодумская Е.М., Ульенкова У.В. отмечают недостаточность этой сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений и, в конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения. Эти особенности исследователи связывают с незрелостью мозга ребенка, спецификой его дефекта [4].
М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Н.Л. Белопольская и др.) указывают на специфику эмоций в качестве одного из дифференциальных признаков задержки психического развития [7, c. 79].
Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития имеет большое значение для их успешной социализации [5]. Дети с задержкой психического развития крайне чувствительны к условиям социализирующей среды. Так, в младшем школьном возрасте для детей с задержкой психического развития важную роль играют отношения с родителями и сверстниками [4]. При этом умение регулировать и правильно идентифицировать свои эмоции и эмоции других людей, понимать их смысл – одни из важнейших качеств установления позитивных
межличностных отношений и сотрудничества с другими людьми. Эти качества также могут рассматриваться как источник социализации для детей с задержкой психического развития [7].
А.П. Жавнерко провела исследование особенностей понимания эмоций детьми с зпр старшего дошкольного возраста.
Программа исследования включала в себя беседу о том, что такое эмоции, когда они возникают; как эмоции влияют на поведение и жизнь ребенка в целом.
Каждое задание исследования было направлено на актуализацию различных аспектовсоциализиции эмоций. На всем протяжении беседы активизировалось представление детей об эмоциональных явлениях. Анализу подвергалось то, как ребенок понимает и определяет эмоцию — через ситуацию, собственное состояние или состояние других людей, настроение и т.д. Также фиксировалось, сколько и какие эмоции мог назвать ребенок, а также понимание им влияния эмоций на его поведение.
По результатам исследования было выявлено, что определение эмоций через экспрессию (мимика и жесты) характерно для 30% детей. Типичными ответами на вопрос, что такое эмоции, были «эмоции — это когда смеются или плачут», «я радуюсь, это и есть эмоции», «люди плачут или прыгают» и т.д. Определение эмоции как связи между событиями окружающего мира и собственного эмоционального состояния, характерно для 5% детей, типичными ответами было «меня нарушали и мне стало, «когда приезжает в гости бабушка, я всегда радуюсь» и т.д. указание на эмоциогенное событие без обозначения эмоции было характерно для 25% детей. Сюда относились высказывания «я потерял книжку», был дождливый денек» и т.д.
Затруднились дать определение или просто перечислили название эмоций 10% детей. Наиболее доступными эмоциями для понимания у детей старшего дошкольного возраста являются радость, гнев и страх. Вместе с тем, спектр актуализируемых эмоций у детей с задержкой психического развития снижен, в первую очередь, это касается таких сложных и онтогенетически поздних эмоций как удивление и стыд. Дети с задержкой психического развития испытывают сложности в понимании роли эмоций в регулировании собственного поведения, для их ответов характерны стереотипия и шаблонность. Также большинство ответов данной категории детей указывает на эмоциональный эгоцентризм и отсутствие понимания связи между эмоциональными явлениями и отношениями между людьми.
Таким образом, для детей данной категории характерно отсутствие целостного образа эмоции. Собственное эмоциональное состояние недостаточно отчетливо воспринимается такими детьми, что ведет к ошибкам в оценке эмоциональных состояний других людей и, в целом, к затруднениям в общении.
Умение выделять эмоции как собственные в виде переживаний, так и эмоциональное состояние других людей — важный компонент межличностных отношений. Понимание смысла эмоций в конкретной ситуации обеспечивает успешное взаимодействие субъектов общения и способствует развитию устойчивых отношений между ними. Дети младшего школьного возраста оказываются вовлеченными в широкий диапазон общения, связанного с учебной деятельностью. Умение понимать эмоции и управлять ими оказывается условием успешной социализации ребенка в новой для него социальной ситуации развития и является широкой областью для изучения и воздействия со стороны педагогов и психологов. В свою очередь, ближайшее социальное окружение является источником социализации детей, а в случае детей с задержкой психического развития — и потенциальным источником коррекционного воздействия. Именно поэтому исследование и формирование эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития играет важную и актуальную роль в их успешной социализации.
Таким образом, можно говорить о важности и значимости изучения распознания эмоций у детей, имеющих проблемы в развитии и трудности в обучении.
Ранее мы уже писали, что пониманию эмоций предшествует распознавание. Поэтому исследование особенностей распознавания эмоций у детей старшего дошкольного возраста с зпр актуально на сегодняшний день.
Особенности распознавания эмоций старшими дошкольниками с зпр
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.