Поскольку формирование школьных навыков напрямую зависит от состояния устной речи, развития у ребенка внимания, сенсорных, мнестических, мыслительных процессов, его способности усваивать учебные действия и их определенный алгоритм, то учителю нужно учитывать, что у детей с ОНР будут трудности по формированию навыков чтения, письма и осуществления арифметических действий. Поэтому коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками с ОНР в пределах инклюзивного обучения должна быть направлена на выполнение задач, связанных с устранением у детей недостатков фонетико-фонематического, лексико-грамматического ряда, развития устной связной речи, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, овладение ими понятием числа, счетом, вычислительными навыками совместно с логопедами.
Отдельную группу детей с нарушением речевого развития составляют дети с заиканием, вещание которых характеризуется прерывностью, значительными паузами и повторами, а также судорожными движениями мышц лица.
Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Темп, ритм и плавность речи при заикании нарушаются вынужденными и внезапными перерывами ее течения. Причиной этих остановок являются судороги в той или иной части периферического речевого аппарата: в дыхательной, голосовой или артикуляционной. Чаще всего судороги появляются в начале слова или даже фразы. Судороги бывают двух видов: клонические и тонические. Клонические судороги проявляются в речи легким, но многократным повторением одного и того же состава (например, «м-м-м-мячик», «па-па-па-паровоз»), тонические же судороги характеризуются длительной остановкой в начале слова (продолжительностью от нескольких секунд до одной минуты, например: «м …. мячик», «а …втобус»). В результате обоих видов судом нарушается плавное течение речи и ее темп: ребенок, заикается, чаще всего говорит быстро, но с вынужденными паузами, в результате чего произношение может показаться замедленным [2, с. 75].
Учителям начальных классов, в которых учатся дети заикающихся, нужно знать, что выраженность заикания зависит от функционального состояния ребенка. Так, дети почти «чисто» говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса, например, во время публичного выступления, в разговоре с незнакомым человеком, предоставлении ответа на неожиданно заданный вопрос не могут сказать ни слова из-за сильных речевые судороги. Поэтому важно поддерживать спокойную психологическую атмосферу в классе, где учится такой ребенок, избегать перегрузки неокрепшей речи ребенка (и количественно, и качественно), чтение вслух текстов в присутствии большого количества людей и тому подобное.
Итак, дети с нарушением речи относятся к неоднородной и многочисленной группе, для которых овладение устной и письменной речью — это важный путь личностного развития, поскольку от уровня сформированности речи ребенка, в частности, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон, зависит уровень овладения ребенком учебной деятельностью, школьными знаниями, умениями и навыками в соответствии с программных требований. Поскольку речь связана с мышлением, то ребенок с нарушениями речевого развития имеет недостаточно сформированную и мыслительно-познавательную функцию, что отрицательно сказывается на овладении им чтением и письмом в начальной школе. В связи с этим учителя начальных классов должны способствовать созданию надлежащих учебно-коррекционных условий развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями, что является важной задачей организации учебно-воспитательного процесса инклюзивной школы.
Особенности работы учителя начальных классов с ребёнком с дефектами речи
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.