Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности проведения лексической работы на уроках русского языка в аспекте развития речи.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В зависимости от качества работы учителя над лексическим составом русского языка напрямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами (словами и фразеологическими оборотами). Перед учителем стоит очень серьезная задача — добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Опыт учителей школы в проведении лексической работы на уроках русского языка
Проведение лексической работы на уроке не должно быть спонтанным или эпизодичным явлением. Данная работа должна быть хорошо продумана и организована. Как писал ученый-методист А.В.Текучев в своей работе, лексическая работа должна быть связана со всеми разделами русского языка, без исключения. Начинать работу над развитием речи ребёнка, именно с помощью лексической нужно при поступлении его в школу, то есть в первом классе и вести на протяжении всего процесса обучения [2, c. 135]. Эти слова находят свое подтверждение и в книге В. П. Канакиной «Работа над трудными словами в начальных классах», и в книге Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».
На сайте учителя Тесаковой Ирины Анатольевны изложен её опыт работы по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов. 
В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
Фонетические упражнения. Их смысл состоит в сформированности у детей навыка слышать звуки. Очень часто дети путают букву и звук. Умение правильно слышать чужую речь, отличая звуки друг от друга и определяя их позицию в слове, будет благоприятно влиять на речедвигательные навыки детей и их фонематический слух. Немаловажным фактором при обучении детей, особенно младшего школьного возраста, является сформированность у них зрительного восприятия.
Орфографические упражнения. Особое внимание при изучении русского языка должно уделяться орфографической зоркости школьников. Чтобы уметь определять проблемные места в слов до их написания, а не после, дети выполняют задания на выделение орфограмм. Можно использовать упражнения на пропуск буквы в слове, на месте которой можно допустить ошибку или на нахождение лишнего слова. Часто детям предлагается выполнить задание на редактирование материала, то есть исправление заранее допущенной ошибки.
Словообразовательные упражнения. Как отмечают многие педагоги, работа над составом слова зачастую вызывает интерес у учащихся. Выполняя подобную работу, школьники приобретают навыки нахождения однокоренных слов, закрепляют знания о роли словообразовательных морфем, к которым относятся приставки и суффиксы.
Морфологические упражнения. Цель таких упражнений – осознание школьниками морфологического строя русского языка. В процессе изучения частей речи дети учатся объединять слова в группы, классифицируя их самыми разнообразными способами, определять и разграничивать признаки частей речи для того, чтобы впоследствии использовать их осмысленно, не допуская ошибок и в устной, и в письменной речи.
Синтаксические упражнения. Задачей подобных упражнений является закрепление теории, которую дети получили в процессе изучения раздела – синтаксис. Синтаксические упражнения показывают учащимся значение языковых единиц в процессе общения, дают возможность лучше понять состав словосочетаний и предложений и их структуру.
Лексические упражнения. Разумеется, что при поступлении в первый класс, ребёнок уже достаточно владеет речью. Но для точного выражения своей точки зрения, своих чувств, его словарного запаса бывает, зачастую, недостаточно. Приступая к изучению такого раздела, как грамматика, он выполняет лексические упражнения, нацеленные на то, чтоб он попытался объяснить значение известных ему слов, понял, что одно слово может иметь несколько значений, разобрался В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные выясняют многозначность слов, разобрался в отношении антонимов, омонимов и синонимов [3, c. 171].
Итак, изучив некоторую методическую литературу, можно сделать вывод: на сегодняшний день имеется богатая основа для того, чтоб на достойном уровне проводить лексическую работу с детьми, и достигать положительных результатов. Существуют множество приёмов лексической работы, такие как: игровые упражнения, работа с группами тематических словарных слов, система упражнений по направлениям русского языка.
Выводы по первой главе:
Итак, в первой главе нашей работы мы рассмотрели особенности лексической работы в общеобразовательной школе и выяснили, что она должна проводиться в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Немаловажным фактором является систематическая работа на уроке и активное участие в ней учителя.
Нами было отмечено, что, начиная с начальных классов, на уроках должно уделяться большое значение данному виду работы. Нами были рассмотрены цели, которые преследует лексическая работа и приемы обучения, оказывающие помощь в достижении этих целей.
Мы рассмотрели отношение многих ученых к лексической работе. Нужно сказать, что в языке все стороны взаимосвязаны; поэтому и процесс обучения детей нужно организовать таким образом, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по всем разделам русского языка.
Таким образом, будут созданы условия, которые позволят учащимся развить разносторонний подход к слову.
В первой главе нашей работы представлена классификация упражнений, разработанная учителем одной из школ.
Можно с уверенностью сказать, что для высоких результатов в обучении русскому языку, касаемо лексической работы в аспекте развития речи, учителю представлена огромная база, которую важно и нужно использовать в своей деятельности.

Picture of Diplom777
Diplom777