Прежде всего, начнем с определение самого понятия и перечня основных проблем, которыми занимается наука. Лексикология – это раздел языкознания, который изучает лексику, то есть словарный состав языка. Лексемы имеют двойственную структуру. Они одновременно имеют план содержания и план выражения. В целом наука изучает следующие проблемы: Лексический состав языка. Соотношение между словами и понятиями, закрепленными за ними. Основные типы лексических значений – прямое, переносное. Историю возникновения слов, пополнения словарного запаса. Группы слов в зависимости от их стилистического значения, частоты употребления[8].
В лексикологии выделяют различные разделы и подразделы. Сюда относятся:
Общая лексикология, которая изучает общие закономерности развития лексики, ее функционирования.
Конкретная, изучающая словарный состав того или иного языка.
Историческая – изучает историю возникновения слов, пути пополнения словарного запаса. Второе ее название — этимология.
Сопоставительная – изучает словарный состав двух и более языков, выделяя в нем общие и различные особенности в структуре и семантике.
Прикладная лексикология – это наука, изучающая вопросы лингводидактики, культуры речи, а также особенности составления словарей. Связь с другими дисциплинами Мы выяснили, что такое лексикология, теперь пора поговорить о том, с какими филологическими науками она связана. В первую очередь она тесно связана с лексикографией, наукой о создании и функционировании словарей.
Объектом изучения лексикографии являются словари, в которых фиксируются все данные о словах – их семантика, грамматические особенности, сфера употребления, история возникновения. Все эти данные ученые-лексикографы получают непосредственно с помощью лексикологии. Связана она и с этимологией, наукой о происхождении слов.
В этимологических словарях фиксируется не только значение слова, но и его происхождение, история образования и преобразования. Иногда в учебном курсе «Лексикология», определение которого мы дали, этимологию не выделяют в отдельный раздел. Ономастика – наука об именах собственных. Изучает возникновение и функционирование имен собственных – имен и фамилий, названий городов, сел, рек, фирм, космических объектов. Стилистика – изучает функционирование тех или иных групп слов в том или ином стиле в зависимости от их значения и происхождения, сферы применения.
Фразеология – наука, изучающая фразеологизмы, пословицы и поговорки, пути их возникновения, значение. Довольно часто в учебниках по русскому языку можно увидеть раздел «Лексикология и фразеология», хотя некоторые авторы учебников и учебных курсов все же предпочитают делать их на два раздела при изучении[11].
Ознакомление с лексикологией, как и с любым другим разделом языкознания, начинается еще в школе. Начиная с пятого класса, детей знакомят с азами – поясняют, что такое лексикология, учат различать синонимы, антонимы и омонимы, подбирать к ним пары, говорят о многозначности и однозначности слова, рассматривают явление паронимии. Далее знакомят с активным и пассивным запасом, различными слоями лексики – жаргоном, диалектизмами, просторечьями, канцеляризмами.
Вырабатывают у учеников и навыки работы со словарями – учат находить в них те или иные слова, правильно читать словарные статьи и извлекать из них необходимую информацию. В старших классах полученные знания повторяют, систематизируют и закрепляют. Изучение в университете На филологических факультетах изучение раздела «Лексикология» русского языка начинается на втором курсе. В течении курса студенты разбирают основные понятия лексикологии, изучают пласты лексики по происхождению, ее функциональные разновидности, стилистические возможности классов и групп слов. Особо тщательно изучают такие понятия, как синонимия, антонимия, многозначность и омонимия, паронимия. В это же время знакомят студентов и с различными словарями. Довольно часто в курс включают и фразеологию, отводя ей несколько занятий. Также довольно часто одновременно с лексикологией изучают лексикографию, выделяя ее в отдельный спецкурс.
Мы выяснили, что такое лексикология, каковы ее основные направления работы и с какими филологическими науками она наиболее тесно связана. Изучение данного раздела языкознания начинается еще в школе, а при обучении в университете на филологическом факультете полученные ранее знания углубляются и совершенствуются[8].
Особенности письменной речи детей младшего школьного возраста детей с нарушениями в интеллектуально развитии
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.