Чтение «про себя» протекает в 1,5-3 раза быстрее, и уровень качества понимания, прочитанного выше, нежели при чтении вслух. Это связано с возможностью читающего остановиться, забежать глазами вперед по тексту или, наоборот, вернуться, перечитать и уточнить уже прочитанное. Однако на начальном этапе овладения грамотой именно чтение вслух имеет наибольшее значение, так как максимально способствует поэтапному формированию и закреплению всех его технических операций [10].
Зрительное восприятие графически представленной информации (букв, слогов, слов) –первая операция чтения. Глаз человека способен осуществлять как сенсорные, так и моторные функции. На начальных этапах становления навыка чтения ребенок усваивает зрительные образы графем.
При чтении взгляд чтеца пробегает по строке короткими и быстрыми скачками – саккадами, впервые описанными L. Е. Javal. Между скачками существуют остановки, неподвижные фиксации объектов. На начальных этапах освоения навыка чтения ребенок делает 10-12 таких остановок на одной строке, опытному чтецу обычно достаточно 3-4 фиксации. Именно в это время неподвижной фиксации воспринимается небольшая часть текста [17].
Та информация, которая была запечатлена во время фиксации взора, откладывается в зрительной памяти и сохраняется в течение нескольких секунд. Затем происходит сканирование — считывание информации из памяти, а также перемещение взгляда по объекту восприятия для уточнения его деталей. При этом порядок перемещения взгляда, его направление для каждого будет индивидуальным и закладывается уже в дошкольном возрасте.
Объем единицы восприятия зависит от уровня сформированности навыка чтения: опытный чтец схватывает целиком несколько слов или даже предложение, а начинающий – одну или несколько букв. Во время чтения взор чтеца, совершая саккады и фиксации доходит до конца строки, затем совершает быстрый регрессивный скачок влево, к началу следующей строки. Регрессивные движения взора нужны не только при переходе к следующей строке, но и для уточнения уже прочитанного материала.
Частота регрессивных движений глаз зависит от уровня автоматизации навыка чтения: чем выше уровень читательской компетентности, тем меньше регрессий совершает ребенок в процессе чтения. Также количество регрессий взора зависит от сложности, новизны, значимости читаемого текста для чтеца.
Ребенок на начальных этапах обучения чтению, контролирует и подчиняет движения глаз топологическим свойствам читаемого текста: учится выделять начало текста, прослеживать строку слева направо, точно переходить от одной строки к другой без пропусков и повторов. Поэтому начинающий читатель часто использует при чтении слежение пальцем или указкой [4].
Ю.Б. Гиппенрейтер в своих исследованиях показал важность взаимодействия глаз и руки при чтении. В одних случаях рука является ведущей, в других глаз задает параметры движения руки. Возможна взаимная передача функций, когда рука и глаз вносят равноценный вклад в решение задачи. Именно такой вид взаимодействия предпочтителен при обучении чтению. Причем сканирование информации осуществляется строго слева направо. Изменение этого направления приводит к ошибкам перевода зрительной информации в речевую.
Особенности овладения навыками чтения детьми с ТНР
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.