Именно таким видам деятельности стало уделяться наибольшее внимание при обучении письму и письменной речи в основной школе. Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» является проверка уровня сформированности умений использовать письменную речь для решения коммуникативно — ориентированных задач.
1.3. Построение комплекса упражнений и заданий по обучению письму и письменной речи в средней и старшей школе
Основными методами обучения иноязычного письма и письменной речи являются упражнения и задания. В упражнении всегда есть цель. Упражнение направлено на совершенствование способа выполнения действия. Для этого оно должно предусматривать многократность [3].Важно, чтобы каждое упражнение формировало соответствующий навык или одно из его качеств, развивало какое-либо умение, достигало какой-то промежуточной цели в этих процессах.
В отличие от упражнений, задания полноправно включаются и в организационные моменты занятия, и в объяснение учебного материала, и в педагогическую рефлексию. Задание может включать одновременно несколько упражнений. [35] Задания можно давать поэтапно, «от простого к сложному» и наоборот. Изученный материал должен повторяться в последующих уроках и дополняться новым.
В современной методике процесс обучения иностранным языкам рассматривается как непрерывная цепочка последовательно выполняемых упражнений и заданий. Качество выполнения сказывается на успехе овладения письменной деятельностью на иностранном языке.
Упражнения и задания реализуют самые разнообразные приемы обучения, создают благоприятные условия для развития письменных навыков и умений на иностранном языке.
Обучение письменному выражению мыслей на среднем этапе основной школы осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений и заданий. Подготовительные упражнения и задания предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для обучения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей.
Рассмотрим подробно виды подготовительных упражнений и заданий в таблице 5.
Таблица 5 — Подготовительные упражнения и задания
Виды Характеристика
1 Трансформация При выполнении подстановок учащиеся овладевают механизмом построения предложения, умением наполнять его новым языковым материалом. Подстановки иногда имеют зрительную опору в виде образцов выполнения заданий
2)расширение и
сокращение
предложений Расширение и сокращение предложений относится также к несложным заданиям. При сокращении учащиеся обучаются исключать несущественные, избыточные элементы (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные предложения), различать базисную и трансформированную структуры. При расширении учащийся должен развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную информацию с точки зрения (морфологии, синтаксиса) и не нарушить логику изложения
3)заполнение
пропусков Заполнение пропусков недостающими словами имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует
4)конструирование
предложений Конструирование предложений является весьма ценным упражнением, так как при его выполнении происходит дальнейшее осмысление и запоминание материала, а также формируются навыки и умения:
а)строить предложения по образцу;
б)выбирать и комбинировать языковые единицы в зависимости от их морфолого-синтаксической характеристики и смыслового содержания;
в) правильно строить предложения, соблюдая правила
графики, орфографии и пунктуации.
К конструированию относятся следующие виды упражнений:
•составление сложносочиненного или сложноподчиненного предложения из двух простых;
•описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний;
•образование краткого диалога при опоре на указанные этикетные формулы и речевые намерения
5)переводные
подготовительные
упражнения Переводные подготовительные упражнения предполагают поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений и микротекстов