Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Особенности общения детей в раннем возрасте»

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Эмоциональные переживания детей данного возраста сохраняют целый ряд особенностей, которые характерны для младенца. Они неустойчивы, кратковременны, выражаются достаточно бурно. Дети очень впечатлительны в этот период. Их эмоциональное возбуждение оказывает большое влияние на всё поведение малыша [16]. В ожидании, какого либо приятного события (праздника, дня рождения и др.) либо после него, дети становятся плаксивыми, капризными и раздражительными, отказываются от любимых игрушек и еды, долго не могут заснуть. В целой группе детей раннего возраста можно по-прежнему наблюдать «эмоциональное заражение»: если только начинает плакать один из детей, то сразу его поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции вызывают чаще всего: неправильные воспитательные меры умывания, укладывания и кормления, нарушение режима дня, недостаточно продолжительное общение со взрослым, отсутствие требований к ребенку, а также рассогласование в приемах его воспитания [20].
Эмоции определяют во многом поведение ребенка. Он действует под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства, являясь мотивом поведения, выполняют побуждающую роль, поэтому оно и импульсивно. Чувства побуждают к поступках и закрепляются в них же [10].
В то же время именно в возрасте 1-3 лет происходят очень заметные изменения в эмоциональной сфере.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца [20]. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого.
Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.
Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.) – Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций [14].
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом.
Ребенок (около двух лет) очень бурно реагирует на казалось бы даже незначительный факт в игре: упала кастрюлька или ложка. Он кричит, плачет, и часто совсем прекращает играть. Ведь для малыша предоставляет огромную важность именно правильное выполнения действия [13].
Для детей до трех лет в эмоциональном плане характерны резкие перепады в настроении. Как и в период раннего детства, их эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.
На уровень настроения постепенно начинают влиять взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Поэтому характеристики, которые дает ребенок окружающим людям, очень субъективные. Эмоционально здоровому ребенку, тем не менее, в этом возрасте присущ оптимизм [7].
Психологи обращают особое внимание на «кризис трех лет», кода ребенок уже начинает проявлять нетерпимость к любой опеке взрослого, стремление настоять именно на своем требовании, и соответственно упорство в осуществлении своих целей. Это и свидетельствует о том, что прежний тип взаимодействия ребенка и взрослого должен быть обязательно в направлении предоставления ребенку уже большей самостоятельности и обогащение всей его деятельности новым содержанием.
Очень важно понять, что характерное для ребенка трех лет требования «я-сам», прежде всего, и отражает появление у него уже новой потребности в самостоятельной деятельности, а не как не фактический уровень всех его возможностей.
Поэтому главная задача взрослого – это поддержать стремление к самостоятельности, и критикой не погасить неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его неумелых и медленных действий. Самое главное — помочь абсолютно каждому ребенку заметить рост всех своих достижений, и ощутить радость переживания успеха во всей своей деятельности [7].
Стремление ребенка к самостоятельности как раз таки формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. Ребенок в совместной деятельности осваивает приемы и способы действий, знакомится с примером отношения и поведения, учится самостоятельно действовать с учетом его растущих возможностей и всегда стремится добиться лучшего результата.
Ребенок раннего возраста очень нуждается в материнской заботе и поддержке воспитателя.
Уже к концу раннего возраста активно начинает проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем как раз свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети в этом возрасте.
Взрослый должен обязательно поощрять познавательную активность ребенка, а также развивать стремление к сравнению, наблюдению, обследованию качеств и свойств предметов. Взрослый вместе с детьми переживает радости познания мира, чувства удивления [10].
Умение взрослого человека передавать свои чувства ребенку, вызвать у него эмоциональный отклик является необходимым условием именно пробуждения сопереживания. Взрослый детям показывает пример доброго, гуманного отношения к окружающим: как помочь, обрадовать, угостить, утешить обиженного. Своим одобрением он поддерживает стремление у ребенка к положительным поступкам, а также способствует становлению положительной оценки, которой постепенно ребенок начинает дорожить.
Дети трех лет – это, в самую первую очередь, деятели, а не наблюдатели. Опыт разнообразной активной деятельности оставляет важное условие для их общего развития.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.