Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности нарушения письменной речи у младших школьников»

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Наиболее разумной является классификация дисграфов, которая основана на незавершенности некоторых операций письменного процесса (разработана сотрудниками отделения логопедической терапии им. А. И. Герцена). Различают следующие виды дисграфии: артикулярно-акустическая, на основе нарушений фонематического распознавания (дифференциация фонем), на основе нарушений анализа и синтеза языка, грамматическая и оптическая дисграфия.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом похожа на специальную дисграфию М. Э. Хатзабима на основе нарушений устной речи.
Ребенок пишет, как он произносит. Он основан на отражении неправильного произношения на букве, опоре на неправильное произношение. Полагаясь в процессе произнесения на неправильное произношение звуков, ребенок отображает свое неправильное произношение на букве.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменах и пропусках звуков в речи. Чаще всего наблюдается дизартрия, ринолалия, дислалия полиморфного характера. Иногда заменяющие буквы на письме остаются после того, как они исключены в устной речи. В этом случае можно предположить, что нет достаточной поддержки правильного артикуляции во внутреннем произношении, поскольку четкие кинестетические образы звуков еще не сформированы. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются в письме. Это связано с тем, что в некоторых случаях происходит компенсация за счет сохраненных функций (например, из-за четкой слуховой дифференциации, из-за образования фонематических функций).
2. Акустическая дисграфия — дисграфия основана на нарушениях фонематического распознавания (дифференциация фонем).
Это проявляется в возврате букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свист и шипение, звон и глухота, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т, ч – щ, ц – т, ц – с). Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных при букве из-за нарушения дифференциации жестких и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Распространенными ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например о – у (тума – «точа»), е – и (лес – «лис»).
При наиболее яркой форме дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания возникает при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешанные буквы обозначают отдаленные артикуляционные и акустические звуки (л – к, б – в, п – к). В этом случае произношение звуков, соответствующих смешанным буквам, является нормальным.
3. Дисграфия на основе нарушений лингвистического анализа и синтеза. Он основан на нарушении различных форм анализа и синтеза языка: деление предложений на слова, слогово-фонематический анализ и синтез. Недостаточное развитие анализа и синтеза языка проявляется в письме в искажении структуры слов и предложений. Наиболее сложной формой анализа языка является фонематический анализ. Из-за этого особенно распространенным в этом типе дисграфии будет искажение структуры слова swakopumund.
Наиболее распространенные ошибки: пропущенные согласные при их слиянии (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «прота», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы у ребенка сформировался фонематический анализ не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.
Нарушение деления предложений на слова в этом типе дисграфии проявляется в непрерывном написании слов, особенно в предлогах с другими словами (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна – «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «на ступила»).
4. Грамматическая дисграфия (описана Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой). Это связано с недоразвитием грамматической структуры речи: морфологическими, синтаксическими обобщениями. Этот вид дисграфии может возникать на уровне слов, фраз, предложений и текста и является частью более широкого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития, который встречается у детей с дизартрией, алалией и умственно отсталыми.
При последовательном письме дети испытывают большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описанных событий, нарушаются семантические и грамматические связи между отдельными предложениями.
На уровне предложения аграмматизм на букву проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (переполнены — «лапы», козла — «малыша»); изменение падежных окончаний («много деревьев»); нарушение предлоговых структур (над столом — «на столе»); изменение в случае местоимений (вокруг него — «о нем»); количество существительных («бегущие дети»); нарушение координации («белый дом»); также имеет место нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в сложностях построения сложных предложений, пропущенных членах предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Оптическая дисграфия связана с гипоплазией зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в подстановках и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяют графически похожие рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но по-разному расположенные в пространстве.
Литературная дисграфия является нарушением распознавания и воспроизведения даже отдельных писем. Вербальная дисграфия отдельных букв воспроизводится правильно, но в написании слова наблюдаются искажения, заменяющие буквы оптического характера. Дисграфия относится к оптическому и зеркальному письму, которое иногда наблюдается у левшей, а также к органическим поражениям головного мозга.
Таким образом, дисграфия является одним из проявлений системного недоразвития речи, который охватывает все аспекты речевого развития ребенка, а также ряд его неречевых функций. Своевременная коррекционная работа с логопедом очень важна.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.