Произносительную сторону речи ребёнка в семь лет характеризует максимальное приближение к речи взрослых, с учётом норм литературного звукопроизношения. Обычно, дети в этом возрасте имеют довольно хорошо развитую произносительную сторону речи, они владеют навыками звукового анализа и синтеза, у них довольно высокое развитие фонематического восприятия и слуха, что выступает предпосылкой к овладению письменной речью (Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов).
В целом, можно обобщить процесс развитие звукопроизношение в процессе нормального онтогенеза. В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки (это: гласные а, о, э и согласные п, б, м). К концу второго года жизни у ребенка появляется возможность произносить губно-губные, язычно-зубные и язычно-задненёбные звуки, что говорит о сформировавшемся в этом возрасте умении чередовать такие артикуляторные позиции, как «смычка-щель». В этом же возрасте артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям. Несколько позже усваиваются и другие (тоже простые по артикуляции) звуки: гласные и, ы, у и согласные ф, в, т, д, н, к, х, й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (свистящие с, з, ц, шипящие ш, ж, щ, ч, соноры л, р) до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи ребёнка или заменяются на более простые для произношения звуки. Это называется возрастным косноязычием, и бывает свойственно в определённом возрасте всем детям. В 3-3,5 года у ребенка появляются свистящие и шипящие звуки. Это позволяет утверждать о сформировавшихся навыках подъема кончика языка вверх и напряжении спинки языка. К 4-5 года ребенок осваивает произношение звуков позднего онтогенеза. Это свидетельствует об уже сформированной способности языка становится тонким, а также вибрировать. И, наконец, к 5-6 годам ребёнок должен овладеть нормативным произношением всех звуков, следовательно, артикуляционная база к этому возрасту сформирована полностью.
Таким образом, при нормативном развитии в старшем дошкольном возрасте у ребёнка должна быть сформирована произносительная сторона речи, артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематический слух, хорошо развиты все стороны речи, что позволяет ему эффективно овладеть школьной программой.
Особенности нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.