Качества внимания, к примеру: активность, направленность, широта, переключение, интенсивность, сосредоточенность, устойчивость, оказывающие влияния на нарушения зрения, всё же способны к достаточно высокому развитию, достигая и превышая уровень его развития у нормально видящих. Недостаточное количество внешних впечатлений оказывает негативное влияние на формирование внимания.
Совместная деятельность со зрячими требует большей самостоятельности и умения управлять своей деятельностью. Для того чтобы компенсировать зрительную недостаточность необходимо использовать сохранные анализаторы для получения максимальной информации из внешнего мира. Развитие внимания связано со становлением свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется по тем же закономерностям, что и у нормально видящих. Чтобы успешно выполнить тот или иной вид деятельности важно развитие определенных свойств внимания.
В данном параграфе были представлены особенности психического развития детей с нарушениями зрения. Описаны особенности эмоциональноволевой сферы, восприятия, речевой деятельности, мыслительных процессов, памяти и внимания слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Исследования показывают, что нарушения зрения не влияют на общее качество эмоциональной сферы, но могут повлиять на демонстрацию конкретных эмоций и их внешнее выражение. Нарушения зрения также являются причиной изменения в определенных чертах характера и индивидуальных потребностях, вызывая у детей эмоциональные переживания, появляющиеся при их удовлетворении или неудовлетворении.
Эмоции и чувства имеют одну локализацию и тесно взаимосвязаны между собой, хотя отличаются по характеру отношения уровней психической деятельности. Выразительность эмоций осуществляется посредством мимики, интонации и тембра голоса. Также требуется уделить особое внимание функциям эмоций, их многозначности, то есть, приспособительной, сигнальной, оценочной, регуляторной и коммуникативной. Коммуникативная функция эмоций играет важную роль в познании другого человека.
Исследования Г. В. Григорьевой показали, что дети дошкольного возраста с патологией зрения воспринимают и понимают эмоциональные состояния значительно хуже, чем зрячие дети, и это отличие наблюдается как при восприятии эмоций, так и при их воспроизведении.
Детям с нарушениями зрения были представлены картинки с изображением эмоций, было выявлено, что у детей имеются несформированные представления об эмоциях, как информативной характеристике состояния человека в процессе коммуникации.
Как утверждает Л. И. Солнцева, это доказывает необходимость специальной коррекционно-развивающей работы с детьми, направленное на обучение способам выражения своих эмоций и умений воспринимать и понимать выразительные движения, как тела, так и лица своих партнеров по игре, продуктивной деятельности и в общении.
П. Хастингс при помощи Калифорнийского теста личности сопоставил эмоциональное отношение детей с патологией зрения и зрячих двенадцати лет к всевозможным жизненным ситуациям и сделал вывод, что они более ранимы, чем зрячие, в особенности по шкале самооценки. Окружение и условия, в которых растет ребенок, имеют большое значение в формировании эмоций и чувств у детей с нарушением зрения. Для того чтобы слабовидящий ребенок мог сравниться в знаниях и уровне развития с нормально видящим, ему следует работать гораздо больше.
Данная физическая и психологическая нагрузка вызывает у детей разного рода эмоциональные реакции, это связано с типом нервной системы, личными особенностями и системой отношений с взрослыми. В целом, развитие высших познавательных процессов (внимание, логическая память, мышление, речь) протекает согласно общим законам психического развития. В следствии физического недостатка развития, у детей с нарушениями зрения отмечаются специфические особенности формирования общей и мелкой моторики. А в сфере психической деятельности наблюдается своеобразие словесно – логического мышления и речи: замедленность развития основных мыслительных операций, трудности понимания и использования абстрактных понятий, недостаточное развитие активного и пассивного словарного запаса.
Нарушения зрения негативно сказываются и на развитии личности ребенка: повышается риск возникновения негативных характерологических особенностей (неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность). В эмоциональной сфере одной из ярких специфических особенностей являются трудности использования мимических и пантомимических средств.
Особенности нарушений зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.