Главным управленцем процесса социализации до сих пор в школе оставался учитель. Он действительно является поводырем, образцом взрослой личности, авторитетом, и его задача призвана решать проблемы психолого-педагогических сложностей учащихся в процессе обучения. Особое значение это приобретает в начальной школе, потому что позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.
Личностные характеристики педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера осуществляют бесспорное положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, ведь обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно. Однако сегодня воспитание и социализация младших школьников не может осуществляться только учителем, образовательным учреждением. Огромную неоценимую участие в процессе становления и приобщения ребенка к обществу играет институт семьи, к тому же обязательно нужно учитывать возможности детского самоуправления.
Родители должны проявлять разумную требовательность к детям, создавать атмосферу доверия, доброжелательности, любви и поддержки друг друга, вести здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски, приобретать и повышать собственную педагогическую культуру. По мнению А. С. Вартиайнен «педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Стиль семейной жизни является одним из важнейших компонентов нравственной составляющей жизни того, кто учится. Через это повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников».
В современных условиях на сознание, процессы духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания ребенка влияет содержание телевизионных программ, фильмов, социальных сетей, компьютерных игр, Интернета.
Следовательно, взаимодействие школы и семьи в стратегии успешной социализации учащихся младшего школьного возраста имеет решающее значение: совместная работа таких весомых институтов должна стать прочным конгломератом, призванным адаптировать детскую личность в обществе, сформировать положительный образ-Я, привлечь к системе деятельности, что стимулирует развитие гражданской активности и рост уровня жизненной компетентности ученика. «Эффективность такой взаимосвязи зависит от систематической работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы».
С этой целью, по нашему мнению, можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики детей и их родителей, (наблюдение, беседа, анкетирование, тренинг, ролевая игра, мониторинг развития активности родителей, открытый интегрированный урок, внеклассное мероприятие и др.). Например, выяснить уровень педагогической компетентности и культуры родителей, а также понять проблемы воспитания через анкетирование «Стили и методы воспитания в семье» (разработанного А.С. Вартиайненой). Анкетирование смотрите в приложении 3.
Проведение такого анкетирования призвано установить педагогический стиль в семье, семейную атмосферу, уровень эмоциональной поддержки, ценность детей, педагогическую культуру, ошибки воспитания, психологические проблемы и предложить пути преодоления кризиса воспитания, методы повышения уровня психолого-педагогической образованности родителей.
Проведение такой диагностики, в целом, позволяет выяснить особенности семейного воспитания, наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, групповые консультации, родительские собрания, заседания круглого стола. Следовательно, развитие и социализация ученика младшего школьного возраста не может осуществляться самостоятельно, изолированно, выхвачено из контекста семейной или школьной жизни.
Необходимо целенаправленно влиять на ученика, создавая для этого психолого-педагогические условия. Взаимодействие семьи и школы, психолого-педагогическое образование родителей, значительно обогащают воспитательную среду и открывают новые потенциальные резервы целенаправленного формирования личности.
Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.