Для детей с ДЦП характерно значительное отставание в становлении двигательных функций. При тяжелой форме ДЦП, дети начинают уверенно держать голову в вертикальном положении лишь к 3-5 годам. Значительно задерживается и становление таких двигательных актов, как повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
У детей с ДЦП поза сидения формируется к 2-3 годам. Ползание, как достаточно сложный моторный акт, требующий координации движений рук и ног, формируется у детей с ДЦП также со значительным опозданием. Многие из детей с ДЦП овладевают прямостоянием лишь в дошкольном возрасте. С особым трудом эта функция формируется у детей с атонически- астатической формой ДЦП [47].
Ходьба представляет собой новый этап в моторном развитии, и способствует расширению познавательного развития. В норме ходьба формируется с одного года. При ДЦП половина детей овладевает ходьбой к 3-4 годам, остальные дети овладевают ею в последующие годы жизни либо не овладевают совсем.
С наибольшим опозданием от возрастных нормативов оказывается формируются такие сложные моторные акты, тонкие и дифференцированные движения, которые необходимы для самообслуживания, осуществления предметно-игровой, изобразительной, учебной и трудовой деятельности.
Неправильные схемы движений у детей с ДЦП часто закрепляются и приводят к формированию патологических поз положений тела и конечностей, в связи с чем, ребенок не может согнуть руку и рассмотреть взятый в руку предмет. Как следствие, не формируется совместная деятельность руки и глаза — зрительно-моторная координация, которая необходима для психического развития. Это затрудняет развитие произвольных движений, навыков самообслуживания, письма и познавательной деятельности [22].
Патологические позы препятствуют развитию движений и навыков самообслуживания у детей с ДЦП, мешают ребенку в овладении предметно — практической деятельностью.
ДЦП проявляется в замедленности и несформированности двигательных навыков и умений, которые необходимы в учебной и трудовой деятельности. Детям свойственна неустойчивая ходьба, плохая координация движений, несформированные реакций равновесия, патологические позы тела, конечностей и головы. У части детей нарушения моторики осложняются гиперкинезами головы, рук, плеча, гримасами лица и т.д., которые усиливаются при волнении и испуге, что вызывает трудности при попытках выполнения различных целенаправленных действий.
Р. Д. Бабенкова указывает на следующие особенности мелкой моторики у детей с ДЦП:
-Несформированность или нарушение хватательной функции кисти затрудняет захват и удержание предмета.
-Слабость мышц, расстройство мышечного тонуса в кисти, насильственные движения, отсутствие возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти.
-Неправильно держат ручку, часто в кулаке, письмо при этом выполняется за счет движений кисти, или всей рукой, что приводит к его неравномерности. Пальцы резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку, что приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, прорывают страницы тетради. Буквы неравномерны по величине, «прыгают» по строке. Особенно затруднено соединение отдельных элементов букв в целое, резко нарушена плавность письма[3].
Акт письма при ДЦП формируется крайне медленно.
При формировании трудовых и бытовых также проявляются дефекты моторики рук. В продуктивной деятельности такие дети без оказания помощи взрослого испытывают затруднения. Так, при работе с пластилином не могут его раскатать, отщипнуть, слепить различные фигурки. Наибольшие трудности они испытывают при работе с природным материалом и бумагой, что обусловлено несформированностью функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственными движениями и невозможностью рассчитывать мышечные усилия с двигательной задачей.
Таким образом, у ребенка с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функций оказывается нарушенным. Двигательные нарушения у данной категории детей отрицательно влияют на весь ход их психического развития, затрудняет развитие мелкой моторики, формирование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности. Дети с ДЦП испытывают затруднения при захвате и удержании предметов.
Особенности мелкой моторики у детей дошкольного возраста у детей с ДЦП
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.