В ФГОС дети с тяжелыми нарушениями речи характеризуются как особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики [1, c. 79]. В современной литературе достаточно полно представлены причины ТНР, обобщение результатов исследований ряда авторов, таких как Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо и др., позволили выделить внешние, внутренние причины, органические причины, а также социальные условия.
Внешние причины ТНР характеризуются следующими отклонениями:
— физическими (действие проникающей радиации, электрошока, механических воздействий);
— химическими (употребление алкоголя, привычка курить табак или табачные смеси, употребление наркотических веществ и т.д.);
— биологическими (заражение организма вирусами, бактериями, отравление токсинами, в том числе и от насекомых) [8, c. 69].
Внутренние причины общего недоразвития речи характеризуются:
— возрастом родителей;
— гормональными отклонениями (наличие иммунологической несовместимости, наличие резус-конфликта);
— наследственной патологией;
— семейными формами патологий (наследственные и ненаследственные, обусловленные традициями, привычками, обычаями в семейном кругу) [8, c. 71].
Органические причины характеризуются:
— недоразвитием и поражением головного мозга в момент внутриутробного развития, в момент родов (наличие родовых травм и асфиксий, которые привели к внутричерепному кровоизлиянию способствовали захвату речевых зон в головном мозге);
— нарушением периферических органов речи (поражение слуха, расщепление нёба и т. д.);
— болезнями матери: токсикозами, акушерскими патологиями;
— общей физической ослабленностью ребенка, внутриутробной патологией, заболеваниями внутренних органов, рахитом, нарушением обмена веществ.
Социальные условия характеризуются:
— соматической ослабленностью ребенка;
— повышенной нервной возбудимостью;
— сверхшумной обстановкой;
— подражанием;
— двуязычием [15, c. 78-79].
Таким образом, внешние и внутренние факторы, органический дизонтогенез и социальные условия в период внутриутробного и постнатального развития являются основными причинами речевых нарушений у детей.
Нарушения речи у детей групп с ТНР классифицируют следующим образом:
— расстройство экспрессивной речи (моторная алалия);
— расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия);
— приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия);
— расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи – ОНР невыясненного патогенеза);
— заикание [20, c. 74].
Для всех детей с ТНР характерно «позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам, снижение речевой активности, речь неправильна в звуковом и грамматическом оформлении, следствием неполноценности речевой деятельности являются нарушения памяти, внимания, познавательной деятельности, мыслительных операций. Детей с ТНР характеризуют нескоординированность движений, общая, тонкая и речевая моторика нарушены» [4, c. 22].
Таким образом, особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности и всех психических процессов детей данной категории.
По наблюдениям Л.С. Волковой, дети с ТНР обнаруживают недостаточную координацию движений в таких видах моторики, как общая, мимическая, мелкая и артикуляционная [16, c.80].
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи можно выделить следующие характерные проблемы:
1. При ограниченности речевого опыта и несовершенстве речевых средств у детей с ТНР недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находится. Связная и монологичная речь развивается трудно.
2. Существует значительное отставание в развитии психических процессов:
— неустойчивость и быстрая истощаемость внимания;
— сниженный объем слуховой и зрительной памяти;
— несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
— недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия;
— бедность и нестойкость зрительных представлений. Отсутствие прочной связи слова со зрительным образом;
3. Детям с ТНР свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле. Последнее хорошо заметно при выполнении двигательных упражнений и во время изобразительной деятельности. В процессе рисования образа человека такие дети склоняются к схематическому рисунку, не изображают некоторые части тела, редко прорисовывают детали;
4. Отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения. При этом наибольшие трудности появляются при выполнении детьми движений по словесной инструкции (без показа);
5. Со стороны личностного развития у детей с ТНР возникают проблемы в социальной адаптации и взаимодействию с социальной средой. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки [19, c. 106-107].
Таким образом, дети, у которых имеются тяжелые нарушения речи, нуждаются в психолого-педагогической помощи, в частности, специальной логопедической работе. Своевременность выявления таких детей с целью проведения с ними коррекционно-развивающей работы может значительно ускорить их речевое и психическое развитие. Итак, нами была дана психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи, выявлены причины возникновения ТНР.
Особенности графомоторных навыков детей с ТНР 6-7 лет
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.