Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности формирования гуманного отношения к живой природе детей старшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Разнообразны и формы художественного творчества дошкольников: выполнение рисунков и плакатов, лепка, конструирование поделок из природного материала, сочинительство и др. технологии эстетического освоения мира природы; коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же пор ожидается [8, с.37].
Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая возможность представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсия [11, с. 15].
Цель развития гуманного отношения к живой приоде у старших дошкольников — формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности, к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие [14, с. 301-302].
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени [1, с. 11-12]
Важным положением стандарта ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его личностном и индивидуальном развитии. Ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать явления природы и окружающей среды, проводит опыты, исследует. Обязательным компонентом экологической культуры – это осознанное взаимодействие, не нарушая природного баланса, правила поведения в природе. Формирование таких знаний лучше усваивается в период дошкольного детства.
В образовательной деятельности педагогами реализуются пути по решению задач развития гуманного отношения к живой природе:
– Оснащение предметно-развивающей среды (центр природы, настольные игры, материалы и оборудование для ручного труда и опытов и т.д)
– Применение принципа интеграции во всех образовательных областях: например, («Физическое развитие», «художественно-эстетическое», «речевое»)
– Экологизация различных видов деятельности в повседневной жизни (утренняя гимнастика, прогулка, подвижные игры) [11, с. 75].
Знания, накопленные ребенком в дошкольном возрасте, формируются в виде представлений, то есть образов ранее воспринятых объектов. Чем ярче эти образы, тем легче дошкольнику воспользоваться имеющимися у него знаниями в практической деятельности, тем выше уровень развития у него познавательного интереса. Следовательно, когда речь идет о развитии гуманного отношения к живой природе, необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами [25, с. 10-14]. Одним из методов экологического развития старшего дошкольника, формированию у него гуманного отношения к живой природе является метод наблюдения за природными явлениями, растениями, животными. Благодаря наблюдению, дети имеют возможность увидеть природу во всем её многообразии, знакомиться с объектами флоры и фауны в их естественной среде, выявлять простейшие закономерности, доступные непосредственному наблюдению [18, с.82-90] .
Систематически осуществляемое наблюдение за явлениями природы способствует формированию у дошкольников навыков внимательного отношения к окружающему миру, развитию наблюдательности, как качества, которое впоследствии может помочь и в более старшем возрасте, при решении различных учебных задач. Следовательно, роль наблюдения непосредственно связана и с решением задач интеллектуального развития детей.
Организация процесса наблюдения требует активной роли педагога, который применяет специальные приёмы, направленные на активизацию восприятия дошкольников:
– вопросы;
– сравнение различных объектов;
– выявление и характеристика связи между объектами наблюдения, явлениями природы [21, с. 104-106].
Для того, чтобы знания лучше усваивались, наблюдение должно сопровождаться точными замечаниями педагога. Специфика организации наблюдения за объектами живой природы определяется возрастом дошкольников. Так как этот процесс требует внимания и сосредоточенности, воспитатель должен правильно рассчитывать время, отведённое на наблюдение, постепенно увеличивая его в старших группах. для того, чтобы результаты наблюдения закрепились в памяти ребенка, их надо обязательно проговаривать. Поэтому важным методическим приёмом является организация обсуждения, ведение календаря природных явлений [18, с. 82-90].
Организация наблюдения может быть рассчитана на работу с малыми группами (2-3 ребенка) и на работу с целой группой, в том числе и разновозрастной. Это определяется той целью, которую преследует педагог в ходе занятия. Так, если на экскурсии дети наблюдают за животными, птицами, то работа может организовываться фронтально, со всеми детьми. Наблюдение за насекомыми, птенцами может быть организовано в группе из 2-3 детей, которым даётся общее задание.
В зависимости от продолжительности наблюдение может быть классифицировано на следующие виды (рис. 4).

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.