Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

От рождения до 8 недель у ребенка возникает рефлекторный крик, звуки. В крике появляются неправильные гласные звуки, имеющие носовой оттенок. При данных голосовых реакциях круговая мышца рта напрягается и растягивается, нижняя челюсть опускается и поднимается, язык оттягивается назад в ротовую полость, мягкое небо поднимается и опускается.
От 8 до 12 недель появляется гуление и смех – интонационный характер крика. В этом возрасте круговая мышца рта способна растягиваться в стороны (улыбка, смех), вытягиваться вперед (при кормлении), активными являются задняя и средняя части спинки языка (при гуканьи).
От 16 до 20 недель расцвет гуления, появление лепета. От 20 до 30 недель расцвет лепета. Ребенок способен произносить губно-губные (п, б, м) звуки, язычно-задние-небные звуки (к, г, х), язычно-зубные (т, д) [29].
Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.
К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель). Ребенок способен произносить губно-зубные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.
В период от полутора до трех лет у ребенка развивается и совершенствуется артикуляционная моторика. Появляется способность изменять положение артикуляционной позы (поднимать и опускать язык, делать его широким и узким, выгибать спинку языка к твердому небу и в противоположную сторону). Это позволяет появляться свистящим, шипящим.
К 4–4,5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант – звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо четкое выделение кончика языка, его способность становиться тонким.
В первые годы жизни, из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные [а], [о], [э] и согласные [п], [б], [м]. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные [и, ы, у] и согласные [ф, в, т, д, н, к]. Более же сложные по артикуляции согласные звуки [с, з, ц, ш, ж, ч, л, р] примерно до 3–5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям [15,с. 78].
Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:
к первому году – появляются смычки органов артикуляции;
к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);
после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка; к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде. Становление речевой моторики – это поэтапный закономерный процесс, и у детей с нормальным речевым развитием к концу старшего дошкольного возраста завершается самостоятельно, проявляясь правильным звукопроизношением.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜