Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

От рождения до 8 недель у ребенка возникает рефлекторный крик, звуки. В крике появляются неправильные гласные звуки, имеющие носовой оттенок. При данных голосовых реакциях круговая мышца рта напрягается и растягивается, нижняя челюсть опускается и поднимается, язык оттягивается назад в ротовую полость, мягкое небо поднимается и опускается.
От 8 до 12 недель появляется гуление и смех – интонационный характер крика. В этом возрасте круговая мышца рта способна растягиваться в стороны (улыбка, смех), вытягиваться вперед (при кормлении), активными являются задняя и средняя части спинки языка (при гуканьи).
От 16 до 20 недель расцвет гуления, появление лепета. От 20 до 30 недель расцвет лепета. Ребенок способен произносить губно-губные (п, б, м) звуки, язычно-задние-небные звуки (к, г, х), язычно-зубные (т, д) [29].
Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.
К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель). Ребенок способен произносить губно-зубные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.
В период от полутора до трех лет у ребенка развивается и совершенствуется артикуляционная моторика. Появляется способность изменять положение артикуляционной позы (поднимать и опускать язык, делать его широким и узким, выгибать спинку языка к твердому небу и в противоположную сторону). Это позволяет появляться свистящим, шипящим.
К 4–4,5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант – звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо четкое выделение кончика языка, его способность становиться тонким.
В первые годы жизни, из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные [а], [о], [э] и согласные [п], [б], [м]. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные [и, ы, у] и согласные [ф, в, т, д, н, к]. Более же сложные по артикуляции согласные звуки [с, з, ц, ш, ж, ч, л, р] примерно до 3–5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям [15,с. 78].
Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:
к первому году – появляются смычки органов артикуляции;
к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);
после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка; к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде. Становление речевой моторики – это поэтапный закономерный процесс, и у детей с нормальным речевым развитием к концу старшего дошкольного возраста завершается самостоятельно, проявляясь правильным звукопроизношением.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.