Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Основы управления педагогическими системами

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Сегодня управление образованием носит государственно-общественный характер, в дальнейшем предполагается переход к общественно-государственному управлению образованием. Государственно-общественный характер управления образованием закреплен в законе Российской Федерации «Об образовании», который объединяет усилия государства и общества в решении проблем образования в интересах человека, общества и государства. Государственная политика в образовательных учреждениях проводится местными органами управления путем соблюдения государственных образовательных стандартов [2].
Общественное самоуправление в этом случае содействует демократизации образования и развитию самостоятельности всех образовательных учреждений. [3].
В моделировании управления образовательной системой находит отражение переход образовательных учреждений в новые типы: казенные, автономные и бюджетные. Вводя в правовую систему автономных образовательных учреждений, законодатель тем самым обеспечил юридическую возможность управления ими в современных рыночных условиях [5].
Для построения модели управления педагогической системой выделим в ней:
1) системообразующие факторы, представленные: – целями; – результатами;
2) условия функционирования: – социально-педагогические; – временные;
3) структурно-функциональные компоненты представляющие структуру как:
управляющую подсистему (педагогический коллектив со своим содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности)
управляемую подсистему (ученический коллектив с многообразием видов деятельности: учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно-полезной);
Важным системообразующим фактором и началом функционирования педагогической системы является общая цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленная на гармоничное развитие личности учащегося, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.
Общая цель может детализироваться в частных целях, сформулированных по разным направлениям учебно-воспитательной работы. Эффективным управление школой будет при условии соотнесения частных целей с общей всеми участниками образовательного процесса от директора до органов ученического самоуправления.
Многообразие и сложность структурных компонентов педагогической системы, управление одновременно двумя объектами – учителем и учеником, являющимися одновременно и субъектами управления, требует разумной дифференциации и координации деятельности, с выделением уровней управления.
Первый уровень – стратегическое направление развития образовательного учреждения, представляемое директором, руководители совета, ученического комитета, общественных объединений.
Второй уровень – заместители директора, психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, органы и объединения, участвующие в самоуправлении, осуществляющие тактическое управление образовательным учреждением.
Третий уровень – оперативное управление, представленное учителями, выполняющими управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности и дополнительного образования.
Четвертый уровень – учащиеся, органы ученического самоуправления.
Выделение уровня самоуправления подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития. В приведенной иерархической структуре взаимодействия каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением, – гимназией, лицеем или общеобразовательной школой. Характерные для современного общества процессы гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации, усиления культурологической направленности образовательного процесса определяют особенности использования форм и методов обучения и воспитания учащихся. Наряду с формами коллективной и групповой работы особое внимание уделяется формам индивидуальной работы.
При этом важны способы воздействия управляющей системы на управляемую систему, способы их взаимодействия и развития, т. е. методы. Эффективность системы методов зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и учащимися, возможности оптимального сочетания различных методов, отражающих организационное, функциональное и информационное единство педагогической системы. Наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.
Структурные компоненты не существуют сами по себе, через педагогическую деятельность они образуют функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат устойчивые связи основных структурных компонентов педагогической деятельности. Функциональные компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование – отражают педагогический процесс в его движении, развитии и совершенствовании.
Моделирование управления с применением системного подхода должно:

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.