"Организация самостоятельной работы школьников на уроке и дома" - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему “Организация самостоятельной работы школьников на уроке и дома”

Средний (активно-поисковый) уровень самостоятельной работы предполагает свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но планировать ее решение ученик может уже сам. Выполняя типовые упражнения, примеры, излагая текст, ученик подвергает материал частичной реконструкции, суть вопроса умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник или рассказ учителя. Проявляется интерпретирующая активность. Однако межпредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена или требует творческого решения, как правило, возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль, и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. Сам же процесс деятельности контролируется слабо. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.).
Высокий (интенсивно-творческий) уровень самостоятельности характеризуется тем, что ученик успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т. е. наблюдается явление переноса. При этом обнаруживается их системность, умение ученика устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: ученик сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. Процесс решения задачи непрерывно соотносится с ее условиями. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями учащихся. Наряду с этим хорошо выражены и общественно значимые мотивы: активное отношение к работе товарищей, готовность сотрудничать с учителем, товарищами, работниками библиотеки, других внешкольных объектов. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда[8].
Другая классификация степеней развития самостоятельности сводится к выделению следующих уровней:
Потребность в самостоятельной работе в форме действий. На данном этапе учащийся осознает свое желание самостоятельно выполнить определенное действие, изъявляемое в волевой интерпретации изменения объекта, на который будет направлено действие.
Самостоятельное владение нормой действия. Этот этап требует наличия определенных навыков, способствующих выполнению поставленной цели.
Способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия. Характеризуется выбором необходимого для достижения цели действия из массива имеющихся знаний и навыков.
Осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности. Характеризуется осознанием общественной значимости достижения цели деятельности и возможных последствий ее достижения.
Созидание новых реалий деятельности и способов действия. Предполагает предложение новых вариантов действий для достижения поставленной цели.
В результате самостоятельной работы на базе имеющихся у учащихся знаний и приемов формируются новые [12].
Наиболее полной представляется следующая классификация, позволяющая выделить четыре уровня развития самостоятельности мышления у учащихся:
Первый уровень – синкретический. Суждения школьников на этом уровне характеризуются глобальностью и недифференцированностью. В их высказываниях отсутствуют объяснения причин явлений и какая-либо аргументация. Все суждения категоричны и исходят из субъективной уверенности, основываются на неосознаваемом подражании. Учащиеся абсолютизируют свою позицию и недооценивают позицию партнера [11].
Второй уровень можно определить как интуитивное суждение или мнение. Учащиеся расчленяют содержательный и оценочный аспект суждения, однако их мысли часто соскальзывают с оценки суждения и полностью поглощаются содержанием высказываний. В высказываниях учащихся преобладает внутренняя уверенность, основанная на мнении авторитетных людей. На этом уровне осознанное подражание преобладает над убежденностью.
Третий уровень связан с переводом интуитивных суждений в дискурсивные и с возникновением зачатков теоретического обобщения. В своих суждениях учащиеся начинают использовать законы науки, общие выводы, отчетливо дифференцируют свою и «чужую» мысль. На этом уровне школьники уже используют систему доказательств.
Четвертый уровень характеризуется развитым теоретическим обобщением, повышенной чувствительностью школьников к логическим противоречиям, развитием интеллектуальной инициативы и полемичности суждений. В общении учащийся не просто высказывает определенные суждения, он стремится защитить их, доказать правоту своих взглядов. Самостоятельность мышления на этом уровне сливается с убеждением и становится сильным фактором саморегуляции интеллектуальной деятельности личности [2].
Данная классификация уровней развития самостоятельности позволяет наиболее полно рассмотреть самостоятельность как отражение качества деятельности личности в процессе обучения.
Характеристики разных уровней развития познавательной самостоятельности учащихся приведены в обобщённом виде. Но у конкретного ученика каждый компонент этого качества проявляется индивидуально. Поэтому группировать учащихся класса по степени развитии самостоятельности нелегко, поскольку каждый уровень ее в «чистом», идеальном виде, представлен нечасто [5].

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.

Ещё статьи