Система досуга пожилого населения постоянно находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль. Плодотворное использование досуга пожилым человеком — важная задача общества, так как, он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, и главное, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие досуг включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга делится на три основных группы:
Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души.
Досуг как деятельность — обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
Досуг, как свободное время, время выбора.
Досуг должен быть направлен на ускорение развития внутренних психологических процессов людей пожилого возраста, создание жизненного тонуса и смысла. Человек живет в рамках той социально-культурной среды, в которой проходит его жизнь.
Ценностные значения культуры создают условия восстановления социальных связей личности и общества, развивая механизмы повторной социализации средствами культурно-досуговых мероприятий Важным направлением гармонизации отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом выступает досуговая активность.
Чаще всего пожилые люди предпочитают проводить свой досуг индивидуально или в групповой форме: чтение книг, просмотр телепередач и фильмов, прослушивание радиопрограмм, устраивая посиделки. Правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью. Досуг — это деятельное явление, подразумевающее не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность объекта.
В процессе организации досуга пожилых людей реализуются основные функции социально-культурной деятельности, к которым относится развивающая, просветительская, культуро-творческая и рекреативно-оздоровительная функция.
Важная роль в организации досуговой деятельности данной категории отдается учреждениям культуры. Культурно-досуговые учреждения- это те учреждения культуры, которые призваны обеспечить досуг пожилому человеку. Это библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, планетарии, дома культуры, театры и филармония и др.
Одной из наиболее острых проблем пожилых на сегодня является дефицит общения с родственниками, друзьями, младшим поколением. Одним из инструментов решения этой проблемы может стать совместное создание специальных центров — клубов пожилых людей на базе действующих учреждений культуры (библиотек, музеев, домов культуры и т.д.). Эти учреждения оснащённые оборудованием, создают совершенно новые ресурсы для резкого расширения возможностей старшего поколения пользоваться культурными, эстетическими и другими знаниями, а значит, и самому активизировать культурные потребности, создавая мотивацию к деятельности.
В целях предотвращения деградации личности специалистам досуговых учреждений необходимо использовать вариативный досуговый модуль, включающий следующие дополнительные посильные виды деятельности:
сольное или совместное пение;
лекции образовательного характера;
настольные игры;
рукоделие (индивидуально);
рисование;
посильное изготовление поделок.
Большую помощь в организации социально-культурной и досуговой деятельности, в осуществлении досуговых программ оказывают сами же пожилые люди — единомышленники, инициативные и ответственные помощники. Те из них кто сохранил достаточную активность, способны стать заводилами, за которыми потянутся более пассивные. С их помощью рождаются ансамбли, кружки, объединения, клубы по интересам, появляются друзья, образуются семейные пары.
Основной задачей деятельности в данном направлении является предоставление людям пожилого возраста возможность активного участия в культурной жизни района (своего поселения). Для достижения этого используются следующие формы:
тематические вечера;
вечера отдыха;
календарные праздники;
вечера портреты и мн. др.
мини – концерты на дому.
Как правило, досуговые мероприятия способствуют решению комплекса задач: повышают статус пожилого человека, способствуют раскрытию личности, позволяют удовлетворять социокультурные потребности, развивают отношения между поколениями. Деятельность в общественных организациях выступает важнейшим средством профилактики от многих заболеваний и в целом формирует устойчивость личности в ситуациях сложного и противоречивого социума, ориентируя на позитивный выход из кризисов, а в некоторых случаях — на самореализацию личности [1]
Социальные учреждения должны сотрудничать в тесном контакте с органами местного самоуправления, с учреждениями культуры, с библиотеками, вести просветительскую работу в проведении праздничных мероприятий для людей пожилого возраста. Полезно организовывать клубы по интересам не только в городских округах, но и в сельской местности. Необходимо привлекать людей пожилого возраста для активного участия в этих мероприятиях не только как зрителей, но и как участников.
Жизнь людей не сводится к удовлетворению только материальных и биологических потребностей. Полноценное человеческое существование предполагает удовлетворение социальных, психо – эмоциональных и духовных потребностей. Деятельность учреждений культуры является одним из способов адаптации пожилых людей в процессе которой удовлетворяются высшие человеческие потребности и реализуются способности.
Организация работы КДУ с пожилыми людьми
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.