Продуктивная деятельность, прежде всего, плодотворная для образования, является индивидуальной действием, результатом которой может быть полезен материал или нематериальный продукт, следовательно, она имеет практическую ценность. Поскольку такое обучение развивается в продуктивний деятельности, оно расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. При использовании технологии решается целый ряд разноуровневых дидактических, воспитательных и развивающих задач: развиваются познавательные навыки учащихся, формируется умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, активно развивается критическое мышление, сфера коммуникации и тому подобное [28].
Основные задачи:
1. Не только передать ученикам сумму тех или иных знаний, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь применять их для решения новых познавательных и практических задач.
2. Сопутствовать ученику в получении коммуникативных навыков, то есть способности работать в различных группах, выполняя всевозможные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.п.).
3. Расширить круг общения детей, знакомство с другими культурами, разными точками зрения на одну проблему.
4. Прививать ученикам умение пользоваться исследовательскими приемами: собирать необходимую информацию, уметь ее анализировать с разных точек зрения, выдвигать различные гипотезы, уметь делать выводы.
Проект – это возможность учеников выражать свои собственные мысли и идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Работа над проектом позволяет ученикам рассуждать, самостоятельно искать, анализировать и обобщать информацию. Они самостоятельно переносят полученные ранее знания, умения и навыки в реальной ситуации [10].
Различают следующие типы проектов.
Исследовательские проекты – требуют хорошо обдуманной структуры, определенной цели, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманности методов, в том числе экспериментальных методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике исследования и имеют соответствующую структуру: определение темы исследования, аргументация ее актуальности, определение предмета и объекта, задач и методов, определение методологии исследования, выдвигание гипотез решения проблемы и путей ее решения.
Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она развивается, подчиняясь конечному результату, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Они заранее договариваются о запланированных результатах и форме их представления – рукописный журнал, коллективный коллаж, видеофильм, вечер, праздник и тому подобное. И тогда нужны сценарий фильма, программа праздника, макет журнала, альбома, газеты.
Игровые проекты – участники берут себе определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть как литературные персонажи, так и реально существующие личности, имитируются их социальные и деловые отношения, которые осложняются придуманными участниками ситуациями. Степень творчества учащихся очень высокий, но доминирующим видом деятельности все-таки является игра.
Информационные проекты – направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта можно обозначить следующим образом: цель проекта, его актуальность; методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе и электронные, интервью, анкетирование и т.д.) и обработки информации (ее анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) результат (статья, реферат, доклад, видеофильм) презентация (публикация, в том числе в электронной сети, обсуждения в телеконференции). Такие проекты могут быть органической частью исследовательских проектов, их модулем.
Практико-ориентированные проекты – результат деятельности участников четко определено с самого начала, он ориентирован на социальные интересы участников (документ, программа, рекомендации проект закона, словарь, проект нового дома). Проект требует составления сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Особенно важны хорошая организация координационной работы в виде поэтапных обсуждений и презентация полученных результатов и возможных средств их внедрения в практику.
Проекты могут подразделяться на: моно-проекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и интернет-проекты. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых есть признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.
Работа над проектом – это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающая чтения, аудирования, говорения и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничества воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует учащихся. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Организация проектной деятельности на уроках русского языка в средней школе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.