Процесс обучения пению будет эффективным при правильно подобранном музыкальном репертуаре. Очень важно, чтобы песни, которые дети будут разучивать, были бы понятны и интересны им, привлекательны по мелодии и ритму, а также доступны для исполнения. Чтобы подобрать такой репертуар, педагогу следует проанализировать песни и обратить внимание на следующее:
1. Текст песни. Есть ли в нем непонятные детям слова, если есть, то как их объяснить дошкольникам? Есть ли слова и словосочетания, трудные для пропевания? Как объяснить содержание, смысл песни в целом и каждого куплета? Как понимают его сами дети? Желательно подбирать песни с вокально удобным текстом, где чередуются гласные и согласные. Неудобным для вокального исполнения детьми являются слова и словосочетания, на стыке которых несколько согласных звуков либо две одинаковые гласные подряд.
2. Тесситура песни (звуковой состав мелодии песни). Необходимо подбирать песни, соответствующие диапазону голоса детей. При этом учитываются как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.
3. Направление мелодии, которое может быть самым разнообразным: нисходящим и восходящим, скачкообразным и волнообразным. Наиболее доступным для детей является нисходящее направление мелодии, одним из самых сложных — горизонтальное (на одной ноте). Чаще всего встречается скачкообразное направление мелодии, и в этом случае педагог должен проанализировать, удобны ли эти интервалы для исполнения детьми, какие нужно подобрать попевки, упражнения, чтобы подготовить слух и голос ребенка.4. Продолжительность музыкальной фразы. Поскольку у детей не развито певческое дыхание, необходимо подбирать песни, соответствующие их возрастным возможностям, в противном случае дошкольники будут брать дыхание посреди фразы (что противоречит вокальным требованиям). Для детей двух-четырех лет удобны песни с короткими музыкальными фразами — примерно две секунды (одно слово на фразу). Для детей четырех-пяти лет — примерно четыре секунды (два слова на фразу). Для старших дошкольников доступно пропевание на одном дыхании небольших музыкальных фраз до шести-восьми секунд.
Интересную по содержанию, яркую и в то же время доступную по мелодии песню педагог должен выразительно, артистично преподнести детям на первом занятии.
Занятия по пению как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:
Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
Развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.
Распевание строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, техническим задачам и уровню музыкального развития детей. Работа над упражнениями должна приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать в них интерес к пению.
Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п. Есть упражнения, которые носят комплексный характер, то есть развивают различные навыки одновременно.
Главным условием хорошего звучания гласных должно быть постоянное стремление сохранять высокую позицию звучания на всех звуках диапазона.
Существует множество упражнений, способствующих развитию музыкальных способностей дошкольников посредством пения. При этом в качестве дополнения детям можно предлагать игры, подготавливающие детей к совместной деятельности. Данные упражнения представлены в приложении 1.
Воспитывать у детей правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Целесообразнее всего начинать с гласного у, который дает возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. При произнесении этого гласного ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается «на зевке» (поднимается небная занавеска). Кроме того, у освобождает голос от носового призвука, потому что поднятое мягкое небо перекрывает вход в носовую полость. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию [12].
Упражнение № 1
Организация певческой деятельности с детьми дошкольного
- Ирина Корнилова
- Музыка
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.