У детей с нарушениями речи могут наблюдаться специфические трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, что влияет на развитие звуковой стороны речи. Это может вторично влиять на формирование звукопроизношения. На первичность несформированности фонематического восприятия указывают различные недочёты в речи детей, например, употребления диффузных звуков, которые правильно произносятся вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительной сформированности строения и функций артикуляционного аппарата.
Основой созревания речевой функциональной системы является процесс афферентации, т.е. поступления из внешнего мира разнообразных сигналов через различные анализаторы, в данном случае, речевых сигналов через слуховой анализатор.
Причинами нарушений деятельности фонематической системы может являться [13]:
общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни;
неблагоприятное речевое окружение в период раннего развития речи.
Такие нарушения могут в свою очередь стать причиной нарушений фонематического восприятия.
Чаще нарушения речи, в том числе и нарушение фонематического восприятия, возникают у мальчиков. Причина в том, что левое полушарие, осуществляющее речевую функцию, отстает в развитии у мальчиков, по сравнению с девочками.
На основе внутреннего процесса образования фонемы происходит уже внешний процесс письма: отыскивание и запись нужной буквы с опорой на внутренний слуховой, оптический и кинестетический образ слова. Наиболее важным для письма является полноценность фонематического слуха и слухового анализа.
Таким образом, нами было показано, что фонематическое восприятие развивается в процессе онтогенеза поэтапно и к школьному возрасту должно быть сформировано. Вовремя сформированное фонематическое восприятие, в свою очередь, предупреждает возможное появление вторичных речевых дефектов, снижая при этом вероятность возникновения трудностей при овладении письменной речью.
Организация логопедической работы с младшими школьниками с ФФНР в условиях логопункта школы Структура работы
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.