Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Организация культурно-творческого досуга детей среднего школьного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Наиболее распространённой формой проведения досуга подростков остается общение. Исследователи психологии подростков едины во мнении, что общение друг с другом имеет колоссальное значение для подростков. Соответственно, основной характеристикой подросткового возраста остается переориентация общения с семьи, родителей и учителей, и вообще старшего поколения, на сверстников, наиболее равных по положению. Необходимость общения среди сверстников, которых не заменяют родители, возникает у детей очень рано, усиливаясь с взрослением. Поведение подростков коллективно-групповое. Данная специфика поведения подростков учёными объясняют так:
-контакт со сверстниками – наиважнейший канал информации, о вещах, которые не сообщаются им взрослыми;
-специфическая механика отношений, игра в группе, виды совместной деятельности, вырабатывающие необходимый опыт социального взаимодействия, навык подчиняться коллективу, отстаивая свои права;
-специфический эмоциональный контакт, ощущение принадлежности группе, солидарность, дружеская взаимопомощь вызывает у подростка чувство благополучия и стабильности [26, с. 19].
Социально направленное общение – контакт, основанный на выполнении общественно-важных мероприятий – «я» и «общество». Общение, ориентированное на социум, обеспечивает социальные потребности подростков, являясь фактором, помогающих развитию форм жизни групп в обществе, команд, организаций и т.д. [24]
Исследования ученых в области возрастной педагогики и психологии определили, что необходимое для подростка интимно-личностное общение, в основном, удовлетворено на 32%, потребность социально-ориентированного общения остается, не удовлетворена в 38,5% случаях, что способствует преобладанию стихийно-группового общения (57%), хотя данная потребность имеется в минимальном количестве. Планомерное и последовательное вовлечение подростка в общественно-полезную деятельность, резко увеличивает его потребность в социально-ориентированном общении, одновременно значительно снижая потребность в интимно-личном общении, а потребность стихийно-группового общения сокращается почти до нуля [35].
Любой вид досуговой деятельности может быть применен для самоорганизации либо организации досуга подростков и детей. Важно заполнить все свободное время подростка, но не по принуждению, а с согласия с его интересами [18, с. 126].
Анализируя научную литературу и повсеместную практику содержательного досуга детей среднего школьного возраста, можно выделить виды деятельности, направленные на эффективную работу с детьми и подростками в свободное время. Большинство российских и иностранных ученых прямо связывают свободное время с деятельностью для самодеятельного развития способностей подростков [22, с. 117]. В обширном спектре мнений ученых о содержании и структуре деятельности во время досуга, целесообразно особо обозначить такие виды деятельности:
-образовательная;
-культурно-досуговая;
-трудовая;
-спортивно-рекреативная;
-научно-исследовательская;
-коммуникативная;
-игровая.
За рубежом в структуре деятельности каждой личности выделяют 4 её вида: учёба, труд, общение, игра [40].
Анализ содержания свободного времени детей и подростков из практики работы центров дополнительного обучения детей и подростков показал, значительный вес в его структуре занимает образование. Дополнительное образование, не регламентируемое государственными обязательствами, основанное на интересах личности, добровольного и самостоятельного выбора самих детей, покрывающее широкий спектр разнообразных индивидуальных интересов из богатого набора средств, форм, идей, методов извлечения знаний и умений, достаточных для достижения успеха в дальнейшей жизни развивает знания и навыки общеобразовательной школы [13, с. 29].
Основным видом наполнения досуга детей среднего школьного возраста является культурно-досуговая деятельность – сфера самореализации и самовыражения личности [38; с. 178]. Формы работы со школьниками должны быть направлены на продвижение познавательных навыков и способностей. В период взросления существенны изменениями психики, физиологии, взаимоотношений личности, когда подростки вступают в отношения с взрослыми на равных [34, с. 158]. Ими дифференцируется подход к выбору эффективных форм взаимодействия.
Начнем с художественной формы, которая содержит в себе информацию о наиболее активных событиях, объединенных по степени значимости, и преподносится с помощью образов и эмоций по средствам воздействия. Например, представления, вечера, шоу-представления, зрелища, литературные встречи, творческие вечера с интересными людьми.
Просветительские формы содержат в себе лекции, обсуждения, диспуты, дискуссии. Школьник познаёт что-то новое, и учится формулировать свою точку зрения.
Из практики досуга известен познавательно-развлекательный вид форм взаимодействия. Он важен детям и подросткам в момент, когда игра теряет свою «таинственность» и основной становится познавательная значимость игры.
Формы, заимствованные из телевизионного экрана, например, познавательно-развлекательные игры «Что? Где? Когда», «Своя игра», «Умники и умницы», очень интересны и эффективны, если использованы в практике досуговых центров.
Особенно интересна детям среднего школьного возраста форма организации досуга в виде диско-клуба. Существует несколько видов дискотек: просветительско – образовательный (дискоклуб) и танцевально – развлекательный (дико – танцплощадка, танце – пол). Первый случай имеет чёткой целью тематическое сопровождение, другой не имеет никакой цели. Организация дискоклуба способствует формированию музыкального вкуса.
Важнейший традиционный вид занятости школьников в свободное время – спортивно-оздоровительная деятельность. В России в современной действительности состояние здоровья школьников вызывает большую тревогу. Здоровый образ жизни, рационально построенный режим обучения, отдыха, физические занятия в оптимальном режиме, здоровое питание, психофизические мероприятия, закаливание могут стать фундаментом любого из социальных институтов [29, с. 220].
Подытоживая сказанное, отметим, что обучение, культурно проводимый досуг, спорт, труд, общение, общение в игре взаимно увязаны между собой и являются содержательной стороной детского и подросткового образа жизни, их творческого развития в свободное время [14, с. 19]. Государство и общество совместно выработало соответствующее направление развития, исходя из системы мер, основанных на прикладных и фундаментальных исследованиях досуговой деятельности на всех уровнях [3].

Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜