Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [17].
К коммуникативным учебным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [21].
Процесса формирования УУД на уроках включает следующие виды технологий:
— проблемное обучение – данная технология представляет собой организацию урока таким образом, что учитель становится не главным субъектом учебного процесса, а выступает в роли его организатора [18].
Необходимо выделить наиболее распространенные приемы, применяющиеся в рамках проблемного обучения:
— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
— сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
— задания, для выполнения которых недостает знаний;
— формулирование темы урока в виде вопроса.
Наибольшую популярность имеет метод проблемного изложения. Обучающиеся должны высказать свою точку зрения относительно представленной темы, найти решения проблемы;
— педагогика сотрудничества – данный вид технологии позиционируется как «проникающая» технология. То есть, в процессе работы формируется взаимное сотрудничество между педагогом и обучающимися, при этом в процессе работы отмечается обязательное нахождение взаимопонимания, проникновение духовного сотрудничества. Данная технология способствует развитию совместного анализа педагогом и обучающимися различных учебных моментов [15].
В концепции сотрудничества обучающийся представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому оба субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим;
— дифференцированный и индивидуальный подход – представленная технология представляет собой взаимосвязь индивидуального подхода, который ориентирован на особенности каждого ребенка, уровень знаний, специфику познавательного и личностного развития, и дифференцированного, который непосредственно связан с работой в группе, где также выделяются индивидуальные возможности каждого ребенка. Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп обучающихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю [26];
— информационно-коммуникационные технологии занимают одну из ведущих позиций в системе формирования УУД.
Применение ИКТ в рамках образовательного процесса способствует подкреплению необходимого теоретического и практического материал, что в большей степени формирует у детей склонность к дальнейшему обучению.
Благодаря ИКТ, обучающиеся легче воспринимают информацию, формулируют свои мысли. Также обучающиеся в процессе изучения темы могут свободно создавать презентации на определенные темы, что включает в себя развитие самостоятельности в контексте образовательного процесса [28].
Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися;
Итак, урок представляет собой структурирование педагогического процесса с целью формирования у обучающихся УУД.
В контексте урока происходит взаимодействие педагогам на основе применения различных педагогических технологий, включающих методы и приемы работы, отражающие процесс достижения урока.
Отдельное внимание акцентируем на применении эвристической деятельности к организации образовательного процесса на уроке математики, что представлено в следующем параграфе.
Организация эвристической деятельности старшеклассников при изучении математики
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.