На высшей ступени находятся желания самоактуализации и саморазвитии как личности. Суть данной теории заключается в том, что прежде, чем перейти к удовлетворению высших потребностей, должны быть удовлетворены все нижние составляющие иерархии. После удовлетворения потребности ее мотивирующее воздействие прекращается. Пирамида Маслоу представлена на рисунке 2.
Целесообразно пояснить, как можно применить теорию потребностей Маслоу на практике в современной организации.
Мотивация Маслоу на стабильность связана с потребностью человека в безопасности. Если руководитель обеспечил сотрудника зарплатой, предоставил график работы, который дает возможность высыпаться, то получается, руководство «закрыло» его физиологические потребности.
Рисунок 2- Пирамида потребностей Маслоу [20, с. 102]
После этого перед человеком встают вопросы, насколько стабильна ситуация в компании, нет ли риска потерять работу и т. д. В отличие от базовых потребностей, потребность в безопасности нельзя «закрыть» только деньгами, потому что ощущение стабильности связано с социумом. Сотрудник чувствует себя в безопасности, когда не просто получает бонусы, но планирует свою работу в компании в течение долгого периода. Так возникает ассоциативная привязка: чем лучше дела у фирмы, тем лучше дела у самого сотрудника.
Если сотрудник видит, что компания надежна, и связывает с ней будущее, возникает потребность ощущать себя частью команды. Поскольку компания — это коллективный организм, новый человек для нее — вирус, чужеродное тело. Чтобы команда работала слаженна данной этапе нужно объяснять, что работать в коллективе проще, чем одному, а успех команды — это успех сотрудника, и наоборот.
Когда человек ощущает себя частью команды, у него возникает потребность выделиться на общем фоне. Здесь важно поддержать работника и показать, чем выше личные успехи сотрудника, тем лучше показатели компании.
К последней ступени иерархии мотивации Маслоу относит духовные потребности: потребность в познании, в самореализации, эстетическую потребность. Когда сотрудник достигает признания в своей точке развития, он готов идти дальше.
Используя на практике теорию потребностей Маслоу важно помнить, что после того, как та или иная потребность уже удовлетворена, она уже не Но в будущем модель иерархии потребностей по Маслоу можно использовать как основу для расстановки персонала по иерархии должностей в компании.
Теория мотивации МакКлелланда можно применить для мотивации сотрудников различных отраслей.
Теория приобретенных потребностей Макклелланда включает потребности во власти. Они заключаются в желании контролировать действия других людей, оказывать на них существенное воздействие. При этом работников, склонных к власти, можно поделить на несколько типов: [23, С.161]
— власть ради властвования;
— власти, направленной на решение коллективных задач.
Таким образом, рассмотрение данных вопросов позволяет сделать вывод о необходимости изучения вопроса системы мотивации на примере ресторана Чайхана.
2 Анализ разработки системы мотивации на предприятии на примере ООО « MAVR GROUP» г. Иркутск
2.1 Организационно-экономическая характеристика