Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Организационно-педагогические условия адаптации обучающихся в системе санаторного лечения в сфере технического

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Как мы знаем, адаптация является процессом вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация — это активный процесс, который приводят или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс) [13, c.284]. Можно выделить два основных направления успешной адаптации: эмоциональная удовлетворенность и способность легко и точно выполнять требования окружающей среды и общества [14, c.315].
В ходе эмпирического исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного периода:
1) острая фаза, сопровождающаяся разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, а это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза определяется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа формирования, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длиться 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации — возрастание темпа формирования, в результате дети к концу адаптационного периода преодолевают указанную выше задержку темпов формирования [Там же, c.317].
Основной компонент адаптации – это согласование самооценок и притязаний детей с их возможностями и с реальностью социальной и окружающей среды.
Выделим следующие адаптационные уровни:
– физиологические;
– биологические;
– психологические;
– социальные [16, c.156].
Также мы определили ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируются дети, в особенности детей младшего школьного возраста, в жизни в системе санаторного лечения в сфере технического творчества.
И отнесли к основным критериям, следующие направления:
– поведенческая реакция;
– уровни нервно-психического формирования;
– основные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) [Там же, c. 175]
Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации в системе санаторного лечения:
1) Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1–2 недель;
2) Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность сна. Этот период длится 20–40 дней.
3) Тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.
4) Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в системе санаторного лечения [Там же].
Как бы ни готовили обучающихся, а мы опираемся на возраст младшего школьника, к системе санаторного лечения, все равно он, особенно в первые дни находится в стрессовом состоянии. Характером проявления стресса является отказ от пищи, в негативном эмоциональном состоянии, ухудшения самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда температуры). Дети беспокойно спят или не спят вообще, отказываются от контактов с взрослыми. Они вздрагивают во сне, становятся беспричинно обидчивыми, теряют приобретенные ранее умения, худеют. Все это может отразиться на их здоровье. Влияет на адаптацию тип темперамента школьника. Отмечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они очень медлительны и поэтому не успевают за ритмом жизни санаторного учреждения: не могут быстро одеться, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в санаторном учреждении, но и дома тоже), не давая возможности побыть собой.
Прибывая в детском санатории, перед детьми как бы закрывается их родной мир, в котором они чувствовали себя уверенными и защищенными. Нужно продемонстрировать ребенку, особенно младшего школьного возраста, достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Уже впервые дни показать ребенку детский санаторий, провести экскурсии по всем помещениям и рассказать какие процедуры лечебные будут получать дети, познакомить с сотрудниками. Во время таких «экскурсий» сотрудникам рекомендуется вступать в дружеский контакт с детьми. Дети должны почувствовать, что их здесь любят и им рады.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить детям на занятиях по техническому творчеству нанизывать на шнур пластмассовые шарики, колесики от пирамидок, соединять детали конструктора «Лего».
Можно периодически включать негромкую спокойную музыку во время занятий по техническому творчеству. В адаптационный период музыка, должна быть особой, которая способствовала бы снятию нервного напряжения.
Лучшее лекарство от стресса, как мы знаем, это смех, т.е. «смехотерапия» [17, c.84]. Необходимо создать такие условия, чтобы дети больше смеялись. Для этого можно использовать музыкальные игрушки, веселые мультфильмы, веселые подвижные игры, музыкальные занятия.
В адаптационный период очень важно индивидуальное общение с ребенком младшего школьного возраста. Хорошо снимает стресс занятие по техническому творчеству: рисование красками, лепка, аппликация. Это в свою очередь способствует сплочению коллектива и быстрому знакомству друг с другом.
На время периода адаптации необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять детей такими, каковы они есть, не выказывая недовольство от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Неплохо будет, если дети привезли из дома любимые игрушки, с которыми они привыкли засыпать или играть.
Мы считаем, что для более успешного прохождения адаптационного периода, существуют игры и упражнения, которые направлены на профилактику дезадаптации [15, c. 145]. Примеры:
1. При знакомстве с детьми можно использовать игру «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» – с целью установления контакта. Взрослый просит детей разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит детям. Можно украсить «руку» браслетом, часами, колечками.
2. Если детям очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» – позвонить другу, однако нельзя при этом допустить обмана, дети должны знать, что это игра.
Таким образом, чтобы решить проблему адаптации ребенка в системе санаторного лечения необходимо доброжелательное отношение к нему всех сотрудников санаторного учреждения, применяя техническое творчество и тем самым отвлекая его от переживаний и разлуки с родными.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.