В школе с первых дней обучения предъявляются большие требования к вниманию детей: они должны в течение урока внимательно слушать учителя, точно выполнять его требования, домашнее задание дома, то есть внимание первоклассника в школе сразу начинают направлять с определенной целью на тот или иной предмет. Внимание к таким объектам, которое вызывают с определенной целью, называют произвольным.
Развитие – длительный и сложный процесс, требующий от детей больших волевых усилий на протяжении всех лет обучения. Итак, не стоит родителям отчаиваться, когда их первоклассники в первые дни и месяцы школьной жизни проявляют невнимательность и забывчивость.
Неумение детей сосредоточиться на длительный срок и на определенных предметах и явлениях в этот период закономерно. Ребенок не останется невнимательным, если родители будут помогать учителю, особенно в первые годы обучения, тренировать внимание. А для этого они должны знать и учитывать некоторые особенности. Так, младшие школьники не могут воспринимать несколько объектов одновременно, им трудно сосредоточиться одновременно на трех-четырех необычных задачах, даже в определенной степени взаимосвязанных и не очень сложных, по мнению взрослых. Иногда родителей раздражает, когда сын или дочь каждый раз отвлекаются от основного дела, не умеют распределить внимание одновременно между двумя действиями.
Этот этап в развитии внимания младшего школьника нельзя перескочить, но скорее его проходят дети, которых в семье терпеливо обучают управлять своим вниманием, создают необходимые условия для выполнения домашних заданий, играют в игры, которые тренируют внимание.
Современный ребенок вырастает в мире, перенасыщенном информацией; разнотипные, неструктурированные факты, сведения, знания буквально преследуют его на каждом шагу. Дети, которые вырастают в ежедневном общении с новой информационной средой определенно отличаются от своих «докомпьютерных» сверстников, однако механизмы, которые вызывают эти изменения, до сих пор остаются недостаточно изученными. Среди проблем, о которых больше всего говорят, выделяется выявление действующих факторов, вызывающих те или иные новообразования развития современных детей.
В нынешний период активного преобразования общества существует целый ряд социально-психологических и педагогических проблем социального становления личности детей школьного возраста и формирования их мышления. Поэтому с особой остротой поднимается вопрос о необходимости комплексного изучения ребенка как базы для руководства его социальным развитием и воспитанием в рамках современной педагогики.
В связи с этим в последние годы появились многочисленные исследования (Б. С. Волкова, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова,
Д. И. Фельдштейн и др.), в которых четко проявилась зависимость социального становления личности ребенка от развития его мышления. Много внимания уделяется учеными именно школьному возрасту – в работах
Л. И. Божович, Е. И. Головахи, И. С. Кон описаны основные психологические и социальные новообразования детей школьного возраста. Вопросы развития мышления детей данной группы освещаются в трудах
П. Я. Гальперина, О. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, занимавшихся непосредственно проблемой психологии мышления.
Если влияние физического мира на когнитивное развитие детей целенаправленно изучается психологами уже в течение нескольких веков, то взаимодействие ребенка с новым миром информационных технологий только недавно стала предметом глубоких исследований, которые свидетельствуют как о стимулирующих, так и тормозящих последствиях такого взаимодействия.
Анализ литературных источников по данной проблеме показывает, что существует большое количество подходов в изучении процессов развития мышления детей школьного возраста вообще и влияния на него компьютерных игр в частности, затрагивая особенности всесторонней самореализации личности и гармоничность ее развития в обществе в целом и в частности в семье. Для детей телевизор и Интернет стал влиятельным источником знаний о социуме. Игры и игрушки, которые являлись основой для воспитания взаимопомощи и творчества, не просто стали товаром для торговли; культура потребления, используя мир игр, стала производить все новое и новое (игры и игрушки). В этом процессе были потеряны локальные и общие ценности, стал важен тот стиль жизни, который пропагандируется по телевизору, больше внимания теперь привлекает количество денег на кредитной карте, количество каналов на пульте управления. Многолетний опыт взрослых был помещен на экраны телевизоров и страницы Интернета. Для того, чтобы вырасти и обучиться, уже не нужны долгие годы, стало хватать долгих часов, проведенных за просмотром телевизора и «серфинга» в Интернете». [68]
Анализ литературы по проблемам когнитивного развития детей показывает, что большинство педагогов единодушно считали необходимым условием успешного формирования основных когнитивных показателей манипулирование реальными предметами в реальном мире. Почти с первых дней после рождения ребенок пытается получить знания о свойствах предмета в практических действиях с этим предметом. Совсем маленькие тянутся к подвешенной над кроваткой игрушке, подрастая, пытаются сложить пирамидку, толкают машину, потом – катаются на велосипеде, бегают с мячом, то есть, как считал С. Л. Рубинштейн, ребенок «познает пространство по мере того, как он им овладевает». [9]
Анализ научных трудов ученых показал, что на процесс формирования и развития мышления, мировоззрения детей школьного возраста существенное влияние оказывает ряд факторов, связанных с различными сферами функционирования общества. Это не только общественно-политическая жизнь страны, социально-экономическая и культурно-духовная сферы, но также научно-технические новшества, которые очень быстро входят в повседневную жизнь. [67] Из таких нововведений, которые коснулись повседневной жизни и интересов детей и подростков и существенно повлияли на них, можно выделить увлечение компьютерами и их многовекторное использование в различных областях. Кроме практического использования (обучающие и контролирующие знания программы), наблюдается еще более распространенное увлечение компьютерными играми, свойственное большинству детей, имеющих к ним доступ (их количество быстро и неизменно увеличивается).
Организационно- методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.