При изучении содержания общения людей отмечено, что важное место в нем занимают разговоры об отношениях, поступках и качествах личности сотрудников и коллег. В общении с окружающими каждый раскрывает другому нечто субъективно важное для него лично, что становится причиной более сложных взаимоотношений друг с другом. Внутренняя личная жизнь одного становится достоянием другого, и тот становится как бы фактическим участником ее.
Общение сопровождается размышлениями о взаимоотношениях, поступках, качествах другого и себя самого. В процессе этих размышлений созревают определенные оценочные суждения.
Общение становится особой деятельностью для человека. Предметом этой деятельности является другой человек — подруга, коллега. Т.В. Драгунова отмечает, что деятельность общения существует в виде поступков людей по отношению друг к другу и в форме размышлений о поступках других и взаимоотношениях с ними. Общение достигает достаточно высокого уровня развития, внутреннюю основу его составляет взаимное понимание.
Таким образом, самооценка как конкретная форма проявления самосознания в определенном возрасте в связи с потребностью взаимопонимания, в связи с важными качественными требованиями к внешнему виду претерпевает существенные изменения.
У ребенка старшего дошкольного возраста начало самооценки заключается в том, что он осознает возможность своих действий и он понимает, что не все может. Когда мы говорим о самопознании, мы имеем ввиду осознания своих личных качеств (милый, веселый т.д.). Здесь идет понимание собственного положения в системе общественных отношений. В шесть лет — личностное понимания себя, а в три года — внешнее. Тут внешнее переходит во внутреннее (Божович, 2007, c.45).
Кризис 6 — 7 лет возникает на основе возникновения личностного сознания.
Кризис требует нового содержания отношений и перехода к новым социальным обстоятельствам. Ребенок вступает в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих полезную, обязательную и общественно необходимую деятельность. Тенденция к ней выражается в желании скорее пойти в школу.
Почти все дошкольное детство занимает время между основными детскими кризисами. Если попытаться выделить самое главное в этом разнообразном и значительном промежутке жизни, можно сказать, что это самый спокойный и плодотворный этап социализации ребенка. Он становится управляемым, постепенно научается руководствоваться правилами социального взаимодействия, произвольно сосредоточиваться и направленно учиться (Выготский, 2004, с.93).
Нравственные правила и законы вымешивают причинно-следственные связи, складываются способности к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот время возникает и фиксируется страх не оправдать ожидания и быть отвергнутым другими. Такой тип уязвимости может свидетельствовать у ребенка, развитие индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и в самооценке.
У ребенка в дошкольном возрасте появляются новые самостоятельные возможности в этой области. Они связаны с развитием форм их аффективного взаимодействия, с вхождением в группу сверстников и сюжетно-ролевой игры. Стимулирует переживания всех уровней совместная игра с ровесниками и позволяет выбрать из всей обильности впечатлений общего движения, эмоционального заражения, новизны, сопереживания, уюта обычного уклада жизни, взятие на себя важной социальной роли наиболее для себя ценные, игрового испуга и риска. На базисное построение самооценки у ребенка 6,7 летнего возраста влияет все выше перечисленное (Коломинский, 2005, c.86).
Точно можно сказать, что наиболее важное влияние на возникновение детской самооценки оказывают родители. Еще до рождения ребенка формируется родительский образ малыша (т.е. представление о том, каким должен быть малыш) и определяется стиль воспитания в семье. Родители оценивают его реальное действие и поведение, руководствуясь личными представлениями о том, какой должен быть ребенок. Собственные оценки ребенка становятся от приобретенных оценок родителей. Ребенок себя оценивает так, как оценивают его прежде всего родители и окружающие. Родители у ребенка так же формируют определенные эталоны, личностные ценности, идеалы, на которые нужно равняться, определяют стандарты выполнения каких-либо действий, намечают планы, которые следует выполнять. Если они соответствуют возможностям ребенка и реалистичны, то реализация планов, достижение целей, способствует положительной самооценки и формированию позитивного образа «Я». Если же планы и цели нереалистичны, требования и стандарты завышены, то неуспех приводит к формирования заниженной самооценки, к потере веры в себя и негативного образа «Я» [9].
Для детей одинаково вредны отсутствие со стороны родителей критики и чрезмерная строгость, когда исключительно негативный характер носят замечания родителей. У детей старшего дошкольного возраста в первом случае формируется неадекватно завышенная самооценка, а во втором случае заниженная. В обоих случаях способность анализировать, контролировать и оценивать свои действия и поступки не развивается.
Оптимизация самосознания и самооценки у детей 6-6,5 лет (курсовая)
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.