Усвоением морфологической системы языка требует многообразной интеллектуальной деятельности. Ребенок должен научиться сравнивать слова по звучанию и значению, находить их различие, понимать изменения в значении, сопоставлять перемены в звучании и перемены его значения, выделять элементы, изменяющие значение, устанавливать взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов. При нарушении формирования грамматических операций в речи детей с ОНР третьего уровня возникает большое количество морфологических аграмматизмов [12].
Основным механизмом морфологических аграмматизмов являются трудности в выделении морфемы, соотнесении значения морфемы с беззвуковым образом. Большинство детей с ОНР третьего уровня допускают ошибки в понимании падежей и предлогов, неправильно их употребляют в синтаксических конструкциях, не учитывая значение входящих в них слов, их грамматическое оформление и последовательность.
У детей отмечаются не только многочисленные искажения использования падежных форм, числовых и родовых окончаний, согласования формы глагола с существительными, но и нарушение выбора необходимого слова, устойчивые затруднения в механизме запуска речи, низкий уровень способности к построению предложений. Дети зачастую не способны повторить предложение из четырех и более слов, допускают искажение порядка слов и их количества.
Самостоятельная речь таких детей характеризуется употреблением простых нераспространенных предложений, в которых ими также нередко совершаются ошибки при использовании падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи. Практически все дети данной категории допускают ошибки при употреблении форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных, а также в использовании словосочетаний, включающих количественные числительные [13].
Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР третьего уровня выражается в неправильном использовании предложно-падежных конструкций: родительного падежа при обозначении места (из, около, возле, из-под, из-за), винительного падежа при обозначении преодолеваемого пространства (через), дательного падежа при обозначении лица, к которому направлено движение, и места движения (к, по), предложного падежа при обозначении места (в, на). Зачастую предлоги пропускаются детьми или вообще не используются. Также дети третьего уровня речевого развития характеризуются несформированностью навыков практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы [10].
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности. Наблюдаются не только многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с существительными, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, низкий уровень способности к построению предложений. Такие дошкольники часто не могут правильно повторить предложение, состоящее из четырех и более слов, искажают их порядок и количество. В самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи, например: катались на санков (на санках), заботились белкой (о белке), ухаживали а ежику (за ежиком). Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула).
Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги к, по), предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. У детей с третьим уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительные прилагательные от существительных (морковный — морковенный), уменьшительно-ласкательная форма (ведерко-ведрочко).
Таким образом, онтогенез развития предложно-падежных конструкций у детей с ОНР третьего уровня происходит в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием, но сопровождается рядом затруднений. Основные трудности у детей третьего уровня ОНР связаны с овладением предложными конструкциями, служащими для связи слов в предложении, опусканием предлогов, заменой предлогов, их недоговариванием. Также большое число ошибок допускается при склонении существительных с предлогами, употреблении сложных предлогов «из-за», «из-под».
Оценка предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с ОНР третьего уровня
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.