В конце учебного года родители повторяют процедуру оценивания и сравнивают уровень развития ребенка с тем, который был в начале учебного года. Анализ результатов диагностики, проведенной родителями, и соответствующих выводов относительно уровня развития ребенка, сделанных педагогом, предоставляет возможность объективно оценить уровень развития ребенка и определить траекторию учебной деятельности для каждого воспитанника.
Отметим, что такое оценивание не направлено на то, чтобы делить детей на категории, вешать ярлыки, делать выводы – способен или не способен ребенок усвоить программу, а наоборот, оказать ребенку помощь и поддержать в развитии его индивидуальных способностей, заинтересовать в получении новых знаний. Результаты диагностики не сообщаются другим детям, родителям, знакомым взрослым [6, с.97].
Воспитатель имеет право предоставить родителям конкретные методические рекомендации и советы, как помочь ребенку в его развитии по тем или иным разделам программы, образовательным линиям, как вместе с ними достичь лучших результатов в подготовке ребенка к школе.
Результаты такого педагогического оценивания сравнивают только с собственными достижениями ребенка в течение определенного периода.
Педагогическая диагностика отличается от психологической, которую проводит психолог по специальным тестам с целью исследования различных психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления, восприятия) и определения соответствия его психического развития норме, а также готовности к учебной деятельности [6, с.98].
Психологический подход не является однородным или универсальным, поскольку существует большое количество тестов, методов и процедур определения готовности к школе, основанных на теоретическом представлении о нем, как о результате общего психического развития ребенка в течение дошкольного жизни. Различие психологических подходов в решении этой проблемы обусловлены неоднозначной трактовкой факторов и характеристик психической сферы дошкольников [6, с.99].
Распространенным критерием готовности к школе является комплексный показатель зрелости психических функций, характеризующих умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.
В отечественной психологии оценивать возрастные особенности, которые влияют на готовность дошкольников к начальному этапу обучения, начинал еще Л. Выготский.
Он отмечал, что обучение начинается не тогда, когда психологические функции, которые являются основой учебной деятельности, оказываются зрелыми, а тогда, когда эти функции начинают циклы своего развития. В рамках концепции Л. Выготского психологические особенности каждого возрастного этапа определяются с помощью характеристики ведущей деятельности ребенка [5, с.63].
Оценивание готовности детей к школе, в переходном возрасте, должно включать оценивание новообразований прошлого возрастного периода и начальных форм деятельности следующего, появление и уровень развития симптомов, характеризующих начало переходного периода.
Стоит выделить, что школа требует от ребенка умения организовать и контролировать свою двигательную активность – действовать в соответствии с указаниями взрослого, анализировать предложенный образец (выделять его из материала), соответствующий возрасту уровень мышления и речи, желание быть школьником [5, с.64]..
Для оценки таких способностей ребенка используют диагностические процедуры, предназначенные для определения уровня развития предпосылок к учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его задачами, ориентироваться на условия задач, преодолевать влияние побочных факторов; надлежащее развитие наглядно-образного мышления, которое является основой полноценного развития логического мышления [5, с.65].
В оценке готовности ребенка к школе возможно использование комплексных стандартизированных выводов, подготовленных педагогами, психологами дошкольных учреждений, семейными врачами детских поликлиник, основанных на многолетнем опыте наблюдений за динамикой развития конкретного ребенка.
Оценка готовности детей к школе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.