Федеральный образовательный стандарт (ФГОС ООО) определил требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, в частности, для «обучающихся с расстройствами аутистического спектра» [1]. Назовём те из них, которые формируются при изучении геометрических понятий школьниками с умственной отсталостью:
«9.1. Личностные результаты:
— формирование умения следовать отработанной системе правил» [3]
«10.1. Метапредметные результаты:
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора» [3]
Рассмотрим требования Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой [2, с.16-26]. Обратим внимание на геометрические понятия и геометрический материал, сделав соответствующие выписки из программы.
В пояснительной записке к программе сказано, что математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Опишем задачи преподавания элементов геометрии:
— дать учащимся такие доступные пространственные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
— развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
— воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Геометрический материал в 1-4 классах изучается на уроках математики, а в 5-9 классах из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Повторение геометрических знаний, формирование графических умений происходит и на других уроках математики. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Математика в программе представлена элементарной математикой и в ее структуре геометрическими понятиями. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении). Назовём основные требования к знаниям, умениям и навыкам по геометрии, в таблице 1.
Требования к знаниям, умениям и навыкам по геометрии
Таблица 1
класс Знания, умения Примечания
5 знать:
•виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
уметь:
•уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
•различать радиус и диаметр. Обязательно:
•самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
•чертить треугольник по трем данным сторонам.
6 знать:
•различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
•свойства граней и ребер куба и бруса.
уметь:
•чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии;
•чертить высоту в треугольнике;
•выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса. Обязательно:
•узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
•выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.
Не обязательно:
Обучение элементам геометрии старших школьников с умственной отсталостью.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.