Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой – общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.
1.3 Психотерапия как особая форма общения
Именно общение, его особая форма, в моем понимании, является тем «продуктом», который предлагает психолог-консультант или психотерапевт клиенту. Соответственно, качество работы психолога/психотерапевта определяется качеством общения, которое он предлагает/реализует с клиентом. Особенности общения человека напрямую связаны с особенностями его личности, которая в свою очередь выступает инструментом работы психолога-консультанта и психотерапевта. Таким образом ответом на часто волнующий вопрос за что платит клиент? может являться «за особую форму общения».
В контексте психотерапии общение также может выступать двояко: а) как цель и в этом случае можно говорить, что клиент обращается за определенной формой общения и отношения к себе; б) как средство достижения через психотерапию как особую форму общения своего запроса (решение жизненных трудностей, развития определенных личностных качеств и пр.).
Очевидно, что далеко не всякое общение целительно. И несмотря на то, что мы так часто говорим о важности качества общения в повседневной жизни, в научной литературе едва ли можно найти точное определение данному феномену, ровно как и его критерии. «Глубокое общение», «душевное общение», «искреннее общение» – эти описания из жизни не достаточно точны и конкретны. Не в полной мере раскрывают данный феномен и введенные психологические категории, скажем наиболее разработанное понятие «эмпатическое общение» (Головина, 2004; Draguns, 2007 и др.) или «контакт» (George, Cristiani, 1990; Качюнас, 1999) относятся преимущественно к процессу психотерапии, однако, и за пределами психологического кабинета, существуют настоящее, глубокое, исцеляющее, способствующее развитию общение, которое, отчасти, конечно, может быть описано через эмоциональный контакт партнеров или эмпатию, но далеко не только через него, да и не всегда.