На сегодняшний день также актуальна тема исследования образовательной среды учреждения, поскольку на ее особенности оказывают непосредственное влияние изменения, касающиеся образовательного процесса, что влечет за собой и трансформацию системы образовательной среды в рамках образовательных учреждений разного уровня.
Итак, в процессе проведенного теоретического анализа научной литературы мы отметили, что образовательная среда представляет собой совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида.
Образовательная среда включает определенные компоненты, отражающие содержательные особенности образовательного учреждения различного уровня.
1.2 Особенности образовательной среды образовательных организаций различного уровня
Образовательная среда образовательных организаций различного уровня имеет свои особенности в силу того, что каждое учебное заведение разного уровня имеет свои характерные цели и задачи реализации учебно-воспитательного процесса.
В системе дошкольных образовательных организаций образовательная среда характеризуется взаимодействием следующих компонентов:
взаимодействие участников педагогического процесса;
развивающая предметно-пространственная среда;
содержание дошкольного образования [16].
В рамках первого компонента основной упор делается на партнерство педагога, родителей, воспитанников в контексте достижения целей воспитания детей дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Общеобразовательная организация, включающая образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, характеризуется интеграцией следующих компонентов, отражающих сущность образовательной среды представленного уровня образовательных организаций:
1.Культура и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми.
2.Содержание образования: организация учебного материала в разных видах и формах, дифференциация учебного материала.
3.Применение личностно-ориентированных технологий, методов обучения, активных форм познавательной деятельности.
4.Использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий.
5.Предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов их выполнения.
6.Создание атмосферы творчества.
7.Создание условий для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной [19].
Как мы видим, основной упор сделан на разностороннем и полноценном развитии личности обучающихся с ориентиром на применение актуальных технологий работы с детьми.
Рассматривая профессиональные образовательные организации, необходимо выделить, что образовательная среда подразделяется на определенные типы, а именно:
по внедрению нововведений:
традиционная;
творческо-инновационная;
по видам деятельности:
игровая;
учебная;
профессиональная;
коммуникативная;
по особенностям окружения:
социальная;
информационно-образовательная;
виртуальная;
4)по специфике воздействия на личность:
здоровьесберегающая;
развивающая;
воспитательная;
Рефлексивная [17].
Каждый из представленных типов образовательной среды образовательных организаций различного уровня отражают особенности реализации учебно-воспитательного процесса, а также ориентирован на достижение целей процесса обучения и воспитания, где основу детерминируют именно особенности обучающихся, их потребности в образовании.
Стоит обратить внимание и на специфику образовательной среды дополнительного образовательного учреждения, поскольку для представленного уровня образовательной организации характерны иные особенности организации воспитательного процесса в силу целей и задач функционирования.