Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Образовательная среда как фактор развития навыков общения у детей младшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря. Современный подход к проблеме формирования, развития и совершенствования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста состоит в том, что учитывается влияние со стороны воспитателя или родителя, и диагностика должна стать отправной точкой организации развивающейся работы.
Приобретение коммуникативного опыта дошкольника происходит не только на основе непосредственного участия в сюжетно-ролевых игры для сверстников, но и взрослых. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.
В младшем дошкольном возрасте выступает общение как эмоционально-практическое. Особенность эмоционально-практического общения – его значительная степень ситуативности, это касается и его содержания, и средств: его практически полностью определяют такие факторы, как конкретная обстановка, в которой осуществляется взаимодействие, и практические действия партнера. На рассмотренном этапе основными средствами общения являются экспрессивно-выразительные движения. После достижения 3-х лет общение все в большей степени опосредуется речью, тем не менее, речь пока что сохраняет преимущественно ситуативный характер и может выступать в качестве средства общения лишь при одновременном зрительном контакте и выразительных движениях [Щетинина А.М., 2013].
Для формирования и гармоничного развития коммуникативных способностей требуется проведение правильной, целенаправленной организации детского общения, которую может и должен осуществить педагог дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день общение со сверстниками и взрослыми является своевременным развитием и формированием всех коммуникативных умений. В частности, общаясь со сверстниками, по мнению, Л.Л. Галигузовой, Е.О. Смирновой ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное) [Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., 2011]. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что другие дети, также как и он сам, имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться и к которым необходимо прислушиваться. Поэтому у ребенка может проявляться сопереживание по отношению к сверстнику и наблюдаться потребность в эмоциональной поддержке.
А.М. Щетинина описывает направления по формированию коммуникативных качеств и способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации:
актуализация и обогащение опыта переживаний ребенка, расширение границ осознания причин своих эмоций, формирование познавательного отношения к эмоциональным проявлениям других людей;
развитие эмоционального отклика на состояние других посредством «вчувствования» дошкольника в их переживания;
работа по созданию экспрессивных эталонов у детей (сравнение и моделирование эмоций, их воспроизведение различными символическими средствами);
расширение словаря детей, его обогащение и организация в лексико-семантические группы;
создание эмоционально богатой предметной среды;
проведение специальных игровых занятий с детьми с низким уровнем сформированности коммуникативной компетенции [Эльконин Д.Б., 2013].
Итак, начиная с младшего дошкольного возраста, формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. При этом в системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного — взрослый [Айзенбарт М.М., 2014]. На основе рассмотренных позиций исследователей можно обобщенно сказать, что сформированные коммуникативные умения дошкольника характеризуются наличием у ребенка таких основных умений и навыков, качеств, как:
стремление контактировать с окружающими людьми;
умение общаться, слушать собеседника и адекватно отвечать ему;
умение проявлять эмпатию (то есть эмоционально сопереживать);
умение разрешать возникающие конфликты;
знание общепринятых норм и правил общения с окружающими.
Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных умений детей оказывают развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также проведение с ними целенаправленной работы по развитию указанных умений в семье и ДОО.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.