При посещении концерта впечатления слушателя формируются не только характером прослушанных музыкальных произведений, но и акустической атмосферой в зале. Задача любой системы озвучивания состоит в таком воздействии на качество звукопередачи, при котором параметры исходного звучания не только полностью сохраняются, но и заметно улучшаются с точки зрения их пространственного восприятия без появления каких-либо неприятных побочных эффектов. Слушатель всегда имеет собственное представление о «хорошем звуке», сформированное личным опытом, и производит оценку звучания по многим субъективным критериям. Поэтому, говоря о качестве звучания, необходимо определить критерии оценки, согласованные с субъективным восприятием звука.
Если для речи важнейшим параметром является ее разборчивость (артикуляция) и степень зависимости от уровня громкости и посторонних шумов, то для музыки высокое качество звучания определяется факторами, которые в какой-то степени могут быть охарактеризованы с помощью понятий уровня громкости, прозрачности, пространственного впечатления, тембральной окраски звучания, баланса и тому подобных субъективных критериев. Практика же требует объективно измеряемых параметров, которые должны быть близки к субъективным оценкам и основываться на однозначных и не слишком сложных методах измерений. Рассмотрим более подробно субъективные понятия, характеризующие качество звучания и их объективную количественную оценку.
Для речи существует один субъективный критерий качества звучания — хорошая разборчивость или слоговая разборчивость v. Следует различать чисто «информативную» речь — доклад, монолог, объявление и т.п. — и речь художественную, имеющую определенное эстетическое содержание в первую очередь благодаря интонации. Во втором случае, очевидно, что только разборчивости, как критерия качества передачи звука, недостаточно и для художественной речи критерии качества ее звучания такие же, как и для музыки. Разборчивость речи определяется весьма простым методом: на сцене произносятся отдельные слоги — логатомы. Они должны опознаваться только по последовательности характерных для них звуков, а не по смысловому содержанию. Доля правильно понятых слогов из общего числа произнесенных характеризует слоговую разборчивость. В результате исследований, проведенных В. Рэйчардом и В. Кнудсеном, было получено следующее соотношение: v = 96kнч .kвч .kn..kc. Коэффициенты kнч и kвч учитывают необходимое ограничение полосы частот в канале звукоусиления.
В системах звукоусиления, предназначенных для очень гулких помещений с большим уровнем шума, полезно подавить низкие частоты, что мало скажется на передаваемой информации, но позволит избежать еще большего уровня шума, подавление же высоких частот может быть полезно при озвучивании открытого пространства. (заметное ослабление высоких частот с расстоянием — на частоте 10 кГц и при расстоянии 60 м затухание в воздухе составляет 20db — может компенсироваться системой звукоусиления, но при излишнем уровне этих частот звучание шипящих согласных приобретает неприятный характер). kn учитывает уровень громкости сигнала и шума, kc учитывает «влияние помещения» и характеризует как ранние отражения, так и собственно реверберационный процесс. Не вдаваясь в подробности математического определения этих коэффициентов, отмечу следующее: разборчивость речи снижается при очень высоких уровнях громкости, поэтому, если задача системы звукоусиления сводится только к тому, чтобы уровень полезного сигнала превышал уровень шума, желательно ограничиться возможно меньшим уровнем громкости. В случае, если время реверберации в помещении на слушательских местах больше 1,2 сек, то разборчивость речи можно повысить, подняв уровень ранних отражений. Вышеперечисленные акустические параметры, в свою очередь, определяют технические параметры систем звукоусиления, предназначенных для передачи речи.
Как уже было отмечено, субъективными критериями оценки звучания музыкальных программ являются прозрачность, уровень громкости, окраска звучания и т.п., которые оцениваются потом слушателями как «хороший звук». Они в значительной мере определяются рассмотренными выше акустическими параметрами.
Эксперты Уилкинз и Пленге, ставя перед собой задачу оценить качество звучания музыкальных программ, в шести залах (в каждом зале в пяти наиболее типичных зонах слушательских мест) просили музыкантов не +просто ответить на вопрос «хороший или плохой звук», а ставили вопросы по взаимно противоположным признакам: «гулко-сухо», «светло-темно», «тепло-холодно», «громко-тихо», «мягко-жестко», «прозрачно-расплывчато», «объемно-безжизненно». Они получили 130 таких парных определений-признаков. При этом было установлено, что многие из этих пар содержат примерно одну и ту же информацию. Однако и после объединения близких по смыслу пар в группы осталось 19 парных признаков. Далее оценка производилась по оставшимся 19 парным признакам. Результаты прослушиваний показали, что парные признаки можно разбить на три группы, причем признаки каждой из этих групп сами по себе и независимо от двух других определяют качество звучания. Ниже перечисляются пары признаков и сопоставляются с объективными параметрами, которые можно измерять при помощи технических средств.
При оценке влияния помещения на тембральную окраску звучания прибегают к измерению частотной зависимости времени реверберации T(f). Применение систем звукоусиления (без использования приборов искусственной реверберации) не изменяет частотной характеристики времени реверберации. Система звукоусиления может изменить окраску звучания, если ее частотная характеристика отличается от горизонтальной прямой, но частотная зависимость времени реверберации не изменится. Поэтому система звукоусиления должна быть настроена так, чтобы ее частотные параметры были наилучшим образом согласованы с вносимым помещением тембральным окрашиванием. Частотную коррекцию звукоусилительного тракта мы подробно рассмотрим в одной из следующих статей.
Подводя итог, можно сделать вывод, что общее качество звучания формируется следующими признаками:
• уровнем громкости;
• разборчивостью или прозрачностью;
• пространственным впечатлением;
• тембральной окраской.
Вряд ли можно найти такие весовые коэффициенты, на которые можно было бы умножать объективные параметры, чтобы получить некоторый совокупный параметр, характеризующий качество звучания. Ясно одно — значения этих параметров не должны выходить за пределы определенной области и влияние каждого из названных параметров становится решающим, если его значение лежит вне пределов оптимальной области. Именно для коррекции этих параметров и предназначены системы звукоусиления.
Обеспечение качественного звучания концертных программ в малых залах.
- Ирина Корнилова
- Музыка
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.