Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [24].
Согласно требованиям ФГОС НОО: «Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
Общекультурное [1].
Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности:
игровая;
познавательная;
досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение);
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность);
техническое творчество;
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность [20].
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Занятия проводятся в форме:
экскурсий;
кружков;
секций;
круглых столов;
конференций;
Диспутов;
КВНов;
мероприятий;
классных часов;
школьных научных обществ;
олимпиад;
соревнований и т.д.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Определим модели организации внеурочной деятельности, отражающие специфику реализации патриотического воспитания детей младшего школьного возраста:
Первая модель. Отражает случайный набор кружков, то есть процесс организации данного направления работы напрямую зависит от наличия определенного основания в виде имеющегося кадрового состава, материальных возможностей.
Вторая модель. В данной модели также как и в первой основой выступает наличие фактической базы, но при этом образовательная организация стремится учитывать особенности современного состояния проблемы патриотического воспитания с акцентом на проблемы обучающихся.
Третья модель. Образовательная организация имеет четко организованную структуру работы в направлении патриотического воспитания детей. Данная структура основывается не только на внутренних ресурсах образовательной организации, но и происходит взаимодействие с иными дополнительными учреждениями.
Четвертая модель основана на развитой интеграции собственных ресурсов и ресурсов системы дополнительного образования, что отражает данную модель с позиции содержательности и разнонаправленности [19].
Внеурочная работа имеет определенную структуру, включающую следующие уровни:
Первый уровень — в рамках данного уровня происходит формирование у детей социальных знаний, а также процесс работы ориентирован на понимание социальной реальности
Второй уровень — формирование у учащихся позитивного опыта в рамках анализа ценностей.
Третий уровень – становление опыта, определяющего самостоятельность действий в рамках решения поставленных целей и задач.
Основными формами внеурочной деятельности являются:
Классный час – представляет собой форму работы классного руководителя и учащихся в контексте применения разнообразных методов и приемов работы, направленных на достижения поставленной цели работы.
Кружки – относится к самой распространенной форме работы. В рамках данной формы происходит реализацию функции, где дети ориентируются на самостоятельность, активность, формирование необходимого социального опыта.
Факультативы направлены на удовлетворение интересов учащихся через накопление знаний, опыта.
Экскурсии. Данная форма также имеет актуальное значение, поскольку направлена на непосредственное изучение определенных объектов через проявление собственной инициативы, самостоятельности со стороны учащихся.
Викторины и игры. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций, различных соревнований и т. д.
Проектная деятельность. В рамках современной системы образования данная форма работы актуальна, поскольку направлена на включение учащихся в процесс познания, где они выступают в роли активных субъектов деятельности [14].
Итак, особенности организации внеурочной деятельности младших школьников определяются тем, что внеурочная деятельность ориентирована на использование разнообразных методов работы, реализуемых на конкретных уровнях работы, при этом в процессе реализации внеурочной деятельности определяется разнообразными формами работы с детьми.
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.