По нашему мнению, в младшем школьном возрасте также достаточно эффективно можно развивать такое нравственное чувство, как чувство красоты. В первую очередь это чувство относится к восприятию красоты окружающей природы, красоты людей, красоты произведений искусства, культуры. К сожалению, процесс урбанизации существенно отдалил современного ребенка от окружающей природной среды. Соответственно, её естественное восприятие обучающимися в большинстве своем возможно только во время каникул. Следует заметить, что всего каких-то сто лет тому назад, а по историческим меркам это очень маленький период времени, более 94% россиян жило в деревне, на лоне природы и в непосредственном контакте и гармонии с окружающей природной средой.
Вполне понятно, что ежедневное созерцание красоты и гармонии окружающей природы весьма благотворно влияло на духовно-нравственное становление российских детей. В общем виде чувство красоты мира — это определенная положительная реакция человека на объекты действительности, которая сопровождается такими чувствами, как радость, восхищение, очарование, восторг и другие. Открывая для себя красоту окружающего природного мира, человек внутренне преображался, облагораживался, а совершенное устройство действительности становилось тем «образцом», по которому формировалось его мировоззрение.
Помимо постижения красоты окружающей действительности, на более поздних возрастных этапах человек также постепенно приходит и к постижению красоты самого себя. Как указывал В. С. Соловьев, результат природного процесса есть человек как самое прекрасное [33]. В развитии чувства красоты самого себя можно выделить чувство красоты своей физической организации; чувство красоты своего внутреннего содержания. Человеческое тело может становиться «образцом» совершенства, в соответствии с которым человек начинает воспринимать внешнюю реальность, а также чувственно постигать суть составляющих ее элементов. Со временем, по мере развития у человека восприятия красоты окружающих его людей, например родителей, намечается переход к эстетическому постижению особенностей их внутренней организации, но для этого должен быть заложен «фундамент» чувственного восприятия красоты в различных её проявлениях. А приучать ребенка к восприятию красоты следует с возможно более раннего возраста. Так, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что дитя мыслит формами, образами, красками, звуками [34]. Даже Платон в свое время высказал мнение, что чувство красоты, вызванное видом физического совершенства, представляет собой лишь начальный импульс эстетического восприятия, следующий же шаг — это эстетическое постижение внутреннего, постижение внутренней красоты человека [35]. Опираясь на сказанное, мы пытаемся обосновать точку зрения, что младший школьный возраст в определенной степени можно рассматривать как сензитивный период для формирования такого важнейшего нравственного чувства, как чувство красоты.
Что касается любви, то многие философы рассматривали её как самое высшее чувство, которое составляет духовный мир человека. В частности, в русской дореволюционной (до октября 1917 года) философии особое внимание проблеме любви уделяли весьма известные философы В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев. По В. С. Соловьеву, любовь — это, с одной стороны, средство продолжения рода. Но совершенная, т. е. идеальная, половая любовь в этом смысле является вершиной любви, так как способна восстановить целостность человека и окружающего мира и позволит обеспечить их бессмертие [36].
Но человеческой любви должен предшествовать идеал Божьей любви. С точки зрения Н. А. Бердяева, жалость «агапе» должна смирить жестокость «эроса». Любовь — это раскрытие тайны другого человека в глубине его бытия. Сексуальная активность закрывает эту тайну. Это приводит к отчужденному отношению к социальности у Н. А. Бердяева. Он считал, что «принудительная социальность», проявляющаяся в форме классов, наций, партий, церквей, мешает созданию нового «эсхатологического христианства» и препятствует достижению любви Божьей [37].
В советской материалистической психологии насаждались совершенно другие, биологизаторские и прагматические обоснования любви. В частности, любовь к другому человеку, по мнению С. Л. Рубинштейна, выступает как первейшая и острейшая потребность человека. Она выступает как оценка чувством, основывающаяся не только на явлении и непосредственном восприятии человека, а на раскрытии сущности человека, она как зеркало, способное показать подлинную сущность человека [38].
Что касается зарубежных специалистов, то их оценки также были весьма противоречивы. Так, например, по характеристике Э. Фромма, любовь выступает одним из аспектов «продуктивной ориентации» или активной и творческой связанности человека со своими ближними, с самим собой и с природой [39]. А по Э. Эриксону, положительное качество, которое связано с интимной близостью, — это любовь. В дополнение к её романтическому и эротическому смыслу Э. Эриксон рассматривал любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви является приоритетным и проявляется, по его мнению, в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека [40].
Тем не менее одной из ведущих типологий видов любви до сих пор считается античная типология, где различались такие типы:
— филия (любовь-привязанность, симпатия, дружба) — связь индивидов, обусловленная социальным или личным выбором;
— сторге (привязанность) — означает любовь-привязанность особого семейно-родственного типа, порождаемая чувством родовой общности;
— агапе (любовь к ближнему) — разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т. д.
Отдельно выделяется такой тип, как эрос, но он не относится к теме нашего исследования. Выделяют также виды любви относительно других объектов: любовь к Богу, к родителям, к семье, к другому взрослому человеку, например учителю, к сверстникам, к Родине, к природе, к домашним животным и т. д.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами выделены три основных нравственных чувства, которые следует приоритетно развивать у детей младшего школьного возраста в доступном для них понимании: доброта, красота и любовь.
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.