Эти упражнения и являются причиной страданий героя. Они создают ту почву, на которой вырастают злоба, жажда мщения и другие негативные чувства, разрушающие душу. Рассудок, который философами-рационалистами того времени выдвигался на первое место, оказывается неспособным охватить всю человеческую натуру и, следовательно, сделать жизнь полноценной. В частности, рассудок оказывается бессильным бессознательным. Следовательно, возникает дисгармония: «…натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живёт».
Рационализм мешает герою достигнуть свободы – его главной цели. От него невозможно избавиться, он является преградой для поиска индивидуального пути развития. Каждому человеку следует искать собственный путь к Богу, чтобы спастись, но рационализм мешает это сделать. Духовность – это такая категория, которую невозможно объяснить рациональностью, разумом, но подавить её он способен.
Именно это и произошло с героем Достоевского. Его загнанная в глубокое «подполье» духовная сущность отчаянно протестует, но не в силах победить застывший рационализм его сознания. Поэтому герой оказывается загнанным в тупик: творит зло, порой по-настоящему страшное (история с Лизой), а потом начинает вновь терзать и изводить себя и – получать наслаждение от этих мук. И всё же Лиза оказывается тем человеком, который помогает читателю разгадать загадку этой странной души. Великодушие Лизы, её доброта – качества, которые обычно не ожидаются от падшей женщине – оказываются способными пробить панцирь его цинизма, и в итоге он произносит, точнее, кричит фразу, которую только и можно считать искренней, идущий от сердца. Он говорит то, что давно хотел сказать, но не решался: «Мне не дают…Я не могут быть…добрым!».
Но и это своё состояние искреннего раскаяния герой не способен сохранить надолго. Вопрос о том, кто не даёт ему быть добрым, следует искать в проблематике повести, а именно, в проблеме борьбы между духовным и рациональным, светлым и тёмным в душе человека. В сердце героя победу одерживает тёмное начало, и своим рациональным умом он это отлично понимает.
Вот почему в финале повести звучат пророческие слова о «мертворождённых людях», рождающихся «не от живых отцов». И самый тревожный факт заключается в том, что «людям это нравится». Речь идёт о бездуховных людях, знающих о своей бездуховности и упивающихся этим фактом. В описанной картине узнаётся день сегодняшний, поэтому с уверенностью можно сказать: повесть «Записки из подполья» – очередное произведение Ф.М. Достоевского, в котором он проявляет свой пророческий дар и пытается предупредить человечество, о том, насколько опасная жизнь без Бога в душе; жизнь, выстроенная по одним лишь законам разума.
Нравственно-философские проблемы произведений Ф.М.Достоевского
- Любовь Баранова
- Философия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.